Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Международный Центр комплексных художественных исследований


  • Международный Центр комплексных художественных исследований

    Утверждая принципы нового научного направления – так одной фразой можно было бы обозначить суть деятельности Международного Центра комплексных художественных исследований, функционирующего при Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова с 2008 года.

    Многовековая традиция наук, связанных с художественной культурой, почти всегда и во всём была ориентирована на раздельное восприятие каждой из отраслей искусствознания – основные из них: литературоведение, искусствоведение как наука об изобразительном искусстве и архитектуре, музыковедение, театроведение, а с ХХ века и киноведение.

    Такая специализированность совершенно естественна по причине ярко выраженной специфичности любого вида художественного творчества и совершенно необходима, поскольку обеспечивает предпосылки для углублённого изучения соответствующей области искусства.

    При всём том, в последнее время в среде учёных разных специальностей всё чаще наблюдается стремление выйти за рамки своего профиля. И всё чаще делаются попытки создания исследований на стыке смежных сфер искусствоведения. Так намечаются подступы к формированию всеобщего искусствознания как науки, стремящейся к всеобъемлющему охвату множественного ареала основных фактов, имен, явлений и тенденций  мировой художественной культуры.

    Совершенно очевидно, что развиваться эта своего рода метанаука может и должна в опоре на огромные запасы всевозможных наблюдений и обобщений, накопленных в различных разделах отдельно взятых ветвей искусствознания. И развитие это наиболее продуктивно в направлении интегрирующего осмысления предшествующего опыта, что выражается в целостном и комплексном подходе к анализируемому материалу.

    В качестве необходимого условия предусматривается охват всех видов художественного творчества, продуцирующих на данной стадии, с попутным исключением в их рассмотрении каких-либо барьеров. Имеются в виду привычные границы между различными искусствами, а внутри них – ходовая рубрикация по родам и жанрам. Кроме того, предполагается способность исследователей подняться над региональной спецификой к тому, что составляет суть мирового художественного процесса, наиболее значимое в нём.

    Сказанное вовсе не означает того, что игнорируются особенности и колорит, определяемые материалом того или иного вида искусства, тип ментальности и свод традиций той или иной национальной школы. Вопрос в том, что акцентуацию всех этих моментов предпочтительно соотносить с выявлением общего, магистрального в развитии духовной культуры, взятой в её интернациональном срезе.

    Посредством подобной методологии преодолевается какая бы то ни было локализованность и неизбежная односторонность исследовательского поиска. Используемый при этом кластерный подход, с характерной для него опорой на взаимодополняющие ресурсы различных видов искусства и различных национальных школ, позволяет выходить на самые широкие обобщения.     

    *     *     *

    Становление всеобщего искусствознания корреспондирует приобретающим ныне всё бóльшую актуальность процессам глобализации человеческого сознания. Эти процессы продиктованы окончательно сложившейся к началу третьего тысячелетия общеисторической ситуацией: непродуктивность и даже невозможность какой-либо национальной замкнутости, нарастающая взаимосвязанность всего происходящего в современном мире.

    Параллельно этому открывается перспектива выхода за пределы специальной научной дисциплины к горизонтам общезначимого гуманитарного знания. Такой выход может быть реализован на путях построения художественной картины мира, что выступает в качестве «сверхзадачи» всеобщего искусствознания. И, в свою очередь, выявляемые в данном случае содержательные, идейно-концепционные стороны художественного материала оказываются объединяющей основой комплексного изучения явлений духовной культуры.

    Художественная картина мира – это система обобщённых представлений о той или иной исторической эпохе, которые складываются в результате осмысления произведений искусства, принадлежащих данному периоду. За кажущейся иллюзорностью художественных текстов скрывается огромный материк своеобразно запечатлённого человеческого бытия, представленного как в характерном для своего времени спектре идей, побуждений, мотиваций, так и во всевозможных эмоциональных, интеллектуальных, нравственно-психологических и двигательно-динамических проявлениях.

    Благодаря существованию художественного творчества каждый этап развития цивилизации оставляет для последующих поколений богатейший фонд исторической памяти. Следовательно, речь идёт о формировании знания о мире и человеке, исходя из образно-семантической системы искусства.

    Ныне искусствознание вплотную приблизилось к осознанному стремлению увидеть в художественной культуре память времён, запечатление конкретно-исторического опыта эволюционирующего человечества, отображение социума и внутреннего мира человека, всего многообразия граней его существования.

    Освоение этой памяти в достаточной её полноте возможно только при условии комплексного изучения всех развивавшихся в данную эпоху видов искусства, так как при общности объекта и функций каждый из них даёт свои аспекты в выявлении общей проблематики – именно этому, в конечном счёте, служат их специфические особенности, определяющие автономность любого рода художественного творчества.

    Не упуская из виду этой необходимой спецификации, следует подчеркнуть, что ещё в большей степени важна общность тенденций и умонастроений, детерминируемая единочувствием людей, принадлежащих одной эпохе. Объединяет различные виды искусства и их соотношение с философским знанием и социальной историей в плане фиксации происходящего с миром и человеком. Между художественной памятью и научной картиной бытия есть немало соприкосновений, перекрещивающихся моментов, однако многое из отображённого в искусстве предстаёт совершенно в ином свете.

    Кроме того, в художественной летописи фиксируется широкий круг наблюдений, которые обычно остаются вне поля зрения исторической науки, в основном оперирующей фактами и событиями. Искусство вводит такие ракурсы «спектрального анализа» жизненных процессов и затрагивает такие пласты бытия, которые практически недосягаемы для осмысления с привычных позиций. Главный из них связан с духовным миром человека, с  его эмоциональной и деятельностной сферами – как в типологическом целом, так и в мириадах индивидуально-неповторимых проявлений.

    Осознавая искусство как свидетельство породившей его эпохи, оценивая его как своеобразный инструмент познания, выявляя его возможности в плане моделирования облика мира и человека, мы приобретаем богатейшие, пока что малоизученные ресурсы красочной и многомерной исторической памяти, позволяющей существенно расширить и обогатить наши представления о происходившем и происходящем. 

                                                                           *     *     *

    Для реализации изложенной концепции в Саратовской консерватории осуществляет свою деятельность Международный Центр комплексных художественных исследований. Его основные цели и задачи состоят в следующем:

    ·                    консолидация научных кадров, стремящихся к проведению комплексных художественных исследований (Саратовская консерватория – Саратов – Поволжье – Россия – зарубежные страны);

    ·                    разработка методологии комплексных художественных исследований и выполнение конкретных практических работ по изучению мирового художественного процесса на его различных исторических стадиях;

    ·                    построение художественной картины мира, интерпретируемой в качестве инструмента познания бытия и богатейшего ресурса исторической памяти;

    ·                    утверждение всеобщего искусствознания как нового научного направления, базирующегося на принципах интегративно-глобального знания, и внедрение его достижений в образовательную практику;

    ·                    подготовка и издание фундаментальных трудов по истории искусства, взятого как целое («Древний мир», «Античность», «Средневековье», «Возрождение», «Барокко» и т.д.), а также монографий и сборников статей по различным проблемам более частного характера;

    ·                    подготовка и издание «Художественной энциклопедии (Литература, Изобразительное искусство, Архитектура, Музыка, Театр, Кино)» и ряда специализированных справочников («Художественные стили, школы и направления», «Энциклопедия авангарда», «Художественная сокровищница Поволжья и т.п.);

    ·                    организация и проведение Международных научных форумов «Диалог искусств и арт-парадигм» («SCIENCEFORUM PAN-ART») с последующим изданием соответствующих томов одноимённого альманаха.

    Обозначенные выше позиции свидетельствуют о безусловно новационном и уникальном характере деятельности Международного Центра комплексных художественных исследований. 

    Структурные подразделения Международного Центра комплексных художественных исследований:

                Лаборатория по изучению традиций культовой музыки (руководитель – кандидат искусствоведения А.Г.Хачаянц);
                Лаборатория имени Л.Л.Христиансена по изучению традиционной культуры (руководитель – доктор искусствоведения А.А.Михайлова);
                Лаборатория инновационных музыкально-педагогических исследований (руководитель – доктор искусствоведения и доктор педагогических наук Д.И.Варламов);
                Открытая научно-творческая лаборатория «Образ и текст в их взаимодействиях: современные подходы» (руководитель – доктор исторических наук Н.И.Девятайкина);
                Творческая ассоциация Art-Barocco (координатор – кандидат искусствоведения О.А.Белецкая);

                Театр Новой Музыки (руководитель – кандидат искусствоведения, композитор В.В.Орлов); 

                Фонд композитора Елены Гохман (председатель – доктор искусствоведения А.И.Демченко).

                Кроме того, планируется создание двух научно-практических студий: «Арт-терапия» (руководитель – кандидат философских наук Е.Г.Плетухина) и «Арт-электроника» (руководитель – кандидат искусствоведения, композитор И.А.Субботин), в деятельности которых предусматривается широкий междисциплинарный спектр научных и прикладных аспектов.

    Итак, деятельность Международного Центра комплексных художественных исследований связана с разработкой принципов всеобщего искусствознания как нового научного направления, что подразумевает различного рода междисциплинарные подходы к изучению всеобъемлющего  ареала основных фактов, имен, явлений и тенденций  мировой художественной культуры и её интегративное осмысление. С этой целью осуществляется большой цикл соответствующих научно-исследовательских проектов, и результативно эти проекты концентрируются в проведении Международных научных форумов «Диалог искусств и арт-парадигм» («SCIENCEFORUM PAN-ART») с последующим изданием соответствующих томов одноимённого альманаха (к концу 2023 года проведено 14 форумов с публикацией более 67 томов данного альманаха).

    Большинство форумов нацелено на многостороннее коллективное воссоздание художественной картины мира, что выступает в качестве «сверхзадачи» всеобщего искусствознания. Подобные научные акции посвящёны проблемам взаимодействия искусств и вопросам онтологи­ческой направленности, которые разрабатываются в любом историко-хронологическом измерении и на материале различных видов художественного творчества – имеются в виду всевозможные формы сопряжения искусствоведения с общеисторической, философской, социологической, психологической, филологической и другими сферами научного знания.

    Если попытаться в самых общих чертах наметить картину исключительного многообразия коллективного исследовательского поиска, то получим следующую картину наиболее существенных направлений:

                            всеохватывающий хронологический диапазон;

                            безграничный спектр регионов мира;

                            философские ракурсы художественного творчества;

                            экзистенциальное осмысление художественных стилей;

                            на пересечении разных видов искусства;

                            кинематограф в его связях с литературой, театром и музыкой;

                            новые ракурсы осмысления музыкального искусства;

                            и.т.д

    Данный модус многоракурсного интегративного охвата различных видов искусства в их развёртывании в любых национальных и временны́х координатах составляет основу деятельности сложившегося научного сообщества, которое представляют специалисты различного профиля: литературоведы и филологи, искусствоведы (изобразительное искусство и архитектура), музыковеды, театроведы, киноведы, фольклористы, а также культурологи, историки, философы и т.д. Как правило, они предлагают научные статьи в любых видах художественного творчества с полной свободой избирательности материала и исследовательского подхода. Чаще всего форумы «Диалог искусств и арт-парадигм» проходят под эгидой какой-либо крупной научной проблемы, собирающей исследовательские усилия целого ряда учёных вокруг того или иного заявленного смыслового направления (см. раздел данного сайта «Публикации о деятельности Центра»).

    Помимо томов альманаха, издаваемых по материалам форума, под эгидой Международного Центра комплексных художественных исследований издаются многочисленные научные сборники, монографии и учебные пособия.

  • Штатные научные сотрудники Международного Центра комплексных художественных исследований: А.И.Демченко, В.Н.Алесенкова и И.В.Каменская

                     Демченко Александр Иванович – доктор искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова, Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского и Тамбовского музыкально-педагогического института имени С.В.Рахманинова. Главный научный сотрудник и руководитель основанного им Международного Центра комплексных художественных исследований, в составе которого ведут научные изыскания 3 штатных сотрудника, а также свыше 700 учёных из многих городов России и 26 зарубежных стран (к концу 2023 года по материалам 14 форумов было опубликовано 67 томов альманаха «Диалог искусств и арт-парадигм»). Действительный член (академик) Российской и Европейской академий естествознания, действительный член (академик) Академии общественных и фундаментальных наук имени М.В.Ломоносова (председатель отделения «История и теория искусств»), заслуженный деятель искусств России, лауреат множества научных конкурсов, лауреат премии имени Д.Д.Шостаковича и Международной премии имени Николая Рёриха, почётный деятель Союза композиторов РФ. Главный редактор научных журналов «Манускрипт», «Pan-Art», «ИКОНИ». Автор около 2.000 научных публикаций, свыше 330 книжных изданий. Подготовил 69 кандидатов и докторов наук, успешно защитивших диссертации. Его творческой деятельности посвящено более 350 статей и заметок. Помимо обширнейшего круга работ по музыкальному искусству различных эпох и национальных школ, его основные усилия трёх последних десятилетий направлены на изучение мировой художественной культуры, рассматриваемой в максимальном объёме и с восхождением от региональной специфики и локальных особенностей к выявлению общих, магистральных тенденций в развитии мирового художественного процесса. Соответствующая методология апробирована в ряде фундаментальных монографий, в их числе «Мировая художественная культура как системное целое» (М., Высшая школа, 2010) и «Смысловые концепты всемирного художественного наследия» (М., Наука, 2021). В настоящее время готовит к публикации двенадцатитомное исследование «Вселенная слова, цвета, звука (История мировой художественной культуры)», в котором все виды искусства рассматриваются в их эволюции от истоков до наших дней, и трёхтомную «Художественную энциклопедию (Литература. Изобразительное искусство. Архитектура. Музыка. Театр и Кино)». Всем этим закладывается базис нового научного направления – всеобщее искусствознание, обращённое к изучению мирового художественного процесса в исчерпывающей полноте, с рассмотрением всех видов искусства под эгидой осмысления онтологических сущностей, фиксируемых в образной сфере художественного творчества. Подобные проекты не имеют аналогов в практике мирового искусствознания, что позволяет говорить о новационном прорыве исследовательской мысли.

                     Алесенкова Виктория Николаевна – доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Международного Центра комплексных художественных исследований, доцент кафедры мастерства актёра Театрального института Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова, член Союза театральных деятелей РФ и Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, заслуженный работник науки и образования РАЕ. Организатор и модератор научных конференций на базе Театрального института, составитель и редактор научного сборника «Театральный процесс: актуальные проблемы теории и практики», автор двух монографий и более 80 научных публикаций, в том числе в изданиях, входящих в перечень ВАК. Научные изыскания последнего десятилетия посвящены разработке и развитию когнитивного театроведения как нового направления в сфере когнитивного искусствознания и экстраполяции инструментов анализа театрального дискурса на другие виды визуального искусства. В настоящее время работает над проектом «Концептуальные символы внутреннего пространства». В центре научных интересов – концептуализация знаний о мире и человеке на основе вербальных и невербальных художественных образов с целью построения художественной картины внутреннего мира.

                     Каменская Ирина Владимировна – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Международного Центра комплексных художественных исследований, доцент кафедры истории музыки и кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова. Организатор Межрегионального конкурса социокультурных и арт-проектов АРТстАРТ и Всероссийской интернет-олимпиады «От музыкальной литературы – к истории музыки», руководитель более 500 студенческих проектов СГК имени Л.В.Собинова, федеральный эксперт Всероссийского конкурса молодежных проектов Росмолодежь. Сфера научных интересов: проблемы массовой музыкальной культуры, проектная деятельность в сфере искусства, проблемы менеджмента и маркетинга в сфере искусства, социология культуры, социология музыки, информационные технологии и их интеграция в современные образовательные процессы. В настоящее время исследует специфику проектного мышления в современных видах художественного творчества. Изучение проектных методов при создании произведений искусства позволит выявить как феномен креативности, так и экономико-прагматические аспекты художественного процесса. В более широком плане, проектирование будет представлено как способ формирования новой художественной среды.

    В деятельности Международного Центра комплексных художественных исследований принимают участие представители многих городов России и 26 зарубежных стран. Общее число участников проводимых акций – свыше 700. По своему научному профилю это в основном искусствоведы, к которым активно присоединяются представители ряда других областей научного знания: филологические, философские, исторические, психологические, социологические и педагогические науки, а также богословие и культурология. Среди участников проходящих форумов – доктора наук (более 150), кандидаты наук, магистры, соискатели, аспиранты, магистранты, студенты. Особое внимание уделяется поддержке молодых исследователей.

    В составе Международного Центра комплексных художественных исследований осуществляет свою деятельность ряд исследовательских и творческих структур.

    Лаборатория по изучению культовой музыки

                 Руководитель – Хачаянц Анжела Григорьевна, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова, сотрудник Отдела редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского.

               Дабаева Ирина Прокопьевна – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова.                           

                Занорин Александр Германович – ректор СГК им. Л.В.Собинова, регент Архиерейского мужского хора.

                Немкова Ольга Вячеславовна – доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой хорового дирижирования Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В.Рахманинова.

                Полозова Ирина Викторовна – доктор искусствоведения, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова, профессор кафедры истории музыки.

                Свиридова Ирина Александровна – дирижер, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкально-исполнительского искусства Московского педагогического государственного университета.  

                 Тюрякова Юлия Викторовна – аспирант кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.В. Полозова).                 

    Лаборатория народного творчества имени Л.Л.Христиансена

              Руководитель – Михайлова Алевтина Анатольевна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова.

              Сотрудники – педагоги кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова.

              Бондаренко Мария Вячеславовна, кандидат искусствоведения, доцент, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Хвалынь» и фольклорного ансамбля «Артель».

              Бурданова Галина Николаевна, доцент, художественный руководитель народного хора кафедры и фольклорного ансамбля «Дубрава».

              Егорова Ирина Львовна, кандидат искусствоведения, профессор, руководитель фольклорных ансамблей «Родник» и «Благодать».

              Ма́лина Альбина Юрьевна, доцент, руководитель фольклорного ансамбля «Раменье».

             Молчанов Михаил Владимирович, преподаватель.

              Самохина Виктория Анатольевна, преподаватель.

             Сапогова Елена Андреевна, профессор, народная артистка России.

             Шубина Ольга Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент.

              

    Лаборатория инновационных музыкально-педагогических исследований

                      Руководитель – доктор искусствоведения и доктор педагогических наук Варламов Дмитрий Иванович.

    В составе лаборатории – педагоги Саратовской государственной консерватории имени Л,В.Собинова Виноградова Елена Сергеевна, Киреева Наталья Юрьевна, Смирнова Наталья Михайловна, Тормозова Надежда Ивановна.

    «Театр Новой Музыки»

    Художественный руководитель – кандидат искусствоведения, композитор,,доцент Саратовской консерватории Орлов Владимир Валерьевич.

    В составе ансамбля: флейта – Мария Харковенко, Анастасия Токмачева; скрипка – Александра Орлова, Мария-Элен Половкина; контрабас – Дмитрий Толочков; фортепиано – Татьяна Левашова, Василий Игонин; сопрано – Эрика Саркисова. Помимо названных музыкантов, в концертах ансамбля принимает участие множество приглашённых исполнителей.

    «Театр Новой Музыки» – существующий с 2010 года коллектив музыкантов, исполняющих старинную и современную музыку в соответствии с духом той исторической эпохи, в которую она создавалась. Это единственный в Саратове коллектив, который исполняет преимущественно музыку ныне живущих композиторов. Одним из достижений активно концертирующего коллектива является то, что впервые в Саратове стала исполняться музыка не только молодых композиторов Саратова, но и других городов России, а также зарубежных стран  (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Йошкар-Ола, Новосибирск и города Украины, Италии, Германии, Израиля, США). Многое в деятельности ансамбля основано на нетрадиционных формах презентации музыкальных произведений.

    Art Barocco

    Координатор – кандидат искусствоведения, клавесинистка, доцент кафедры музыкально-исполнительского искусства факультета музыкального искусства Института изящных искусств Московского государственного педагогического университета Белецкая Ольга Александровна.

    В составе данной творческой ассоциации: В.О.Петров (Астрахань), Н.А.Прядуха (Барнаул), Г.Н.Домбраускене (Владивосток), Д.В.Черевко (Владимир), Г.И.Грушко и Л.Л.Крупина (Воронеж), О.В.Рыбина и Л.А.Стецкая (Донецк), О.О.Алиева (Екатеринбург), С.И.Хватова (Краснодар), Л.П.Лабинцева (Луганск), О.А.Астахова, А.П.Баюнов, О.А.Белецкая, А.А.Горщук, А.П.Груцынова, М.Л.Зайцева, Иоанн Богомил (Береславский), Г.Р.Консон, Н.Т.Пахсарьян, И.А.Свиридова, Е.А.Скоробогачева, И.А.Стеклова, А.Г.Труханова, М.А.Чершинцева и М.Н.Чистякова (Москва), А.П.Недоспасова (Новосибирск), Е.В.Безрядина (Оренбург), П.С.Волкова, М.Ю.Гендова и А.В.Журавский (Петербург), Е.В.Кравчик (Пермь), И.П.Дабаева (Ростов-на-Дону), В.Н.Алесенкова, Н.В.Гольфарб, А.И.Демченко, О.Ю.Кийовски, Н.А.Мальшина, О.Н.Надольская, Д.А.Попов и С.П.Шлыкова (Саратов), О.В.Немкова и И.В.Татаринцева (Тамбов), Г.Я.Вербицкая и И.М.Кривошей (Уфа), а также И.П.Зайцева и Т.В.Котович (Беларусь), П.Г.Сербин (Венгрия), Т.Гершбейн (Израиль), Сыцзя Лю (Китай), Э.Тригеро (Куба), М.Стреначикова Младшая и М.Стреначикова Старшая (Словакия), Е.В.Парусова (Украина).

    Деятельность участников ассоциации концентрируется на изучении и популяризации искусства XVI–XVIII столетий во всех его ипостасях (литературное творчество, изобразительное искусство, архитектура, музыкальное искусство, театр, фольклор и т.д.) с привлечением изысканий в сфере истории, философии, социологии, психологии, культурологии, эстетики и других разделов научного знания. Важной составной частью этой деятельности является развитие принципов исторически ориентированного (аутентичного) исполнительства (как в музыке, так и в других видах исполнительского искусства).

    Фонд Елены Гохман

    Гохман Елена Владимировна (29 ноября 1935, Саратов – 17 сентября 2010, Саратов) – композитор, педагог. Удостоена Государственной премии (1991) и звания заслуженного деятеля искусств России (1994).

    Исходное музыкальное образование получила в Центральной детской музыкальной школе Саратова, а затем в Саратовском музыкальном училище. Как композитор, занималась в Московской консерватории, где среди её педагогов были народные артисты СССР Ю.А.Шапорин и Р.К.Щедрин. С 1962 преподавала на кафедре теории музыки и композиции Саратовской консерватории, являлась её профессором.

    Её творческое наследие охватывает практически все жанры музыкального искусства – от камерных жанров, к которым она испытывала преимущественное тяготение, до крупных композиций, которые находились в центре её внимания в последние десятилетия жизни. В сфере инструментальной музыки показательными можно считать такие сочинения, как Фортепианное трио, Альтовая соната, фортепианный цикл «Семь эскизов», концерт для оркестра «Импровизации», Партита для двух виолончелей и камерного оркестра.

    Важнейшую часть её творчества составляют вокальные циклы, которые сопоставимы с лучшим, созданным в отечественной музыке ХХ века (Д.Шостакович, Г.Свиридов, В.Гаврилин). Поэтому такие произведения, как «Вокальные миниатюры на стихи поэтов Возрождения», «Лирическая тетрадь», «Бессонница», «Благовещенье» не только постоянно звучат на концертной эстраде, но и широко используются в учебной практике. Вокальный цикл «Бессонница» на стихи М.Цветаевой – единственное произведение саратовских композиторов академического жанра, записанное в фонд Всесоюзного радио.

    Пожалуй, самая значительная часть её творческого наследия – четыре оратории: «Испанские мадригалы», «Ave Maria», «Сумерки», «И дам ему звезду утреннюю…». Среди саратовских композиторов этот жанр развивала только она, и следует признать, что названные произведения в силу глубины поставленных в них жизненно важных проблем и высокой художественной выразительности их разработки находились на самой передней линии искусства России своего времени.

    К названным ораториям примыкает балет «Гойя», поскольку в его исполнительской палитре активно использованы вокально-хоровые средства. Вместе с балетом В.Ковалёва «Девушка и Смерть» – это единственные два произведения, поставленные на сцене Саратовского театра оперы и балета. Две оперы Елены Владимировны, написанные по мотивам прозы А.П.Чехова «Цветы запоздалые» и «Мошенники поневоле», стали первыми и пока что единственными сочинениями данного жанра, поставленными на Саратовском телевидении.

    Неизменными качествами музыки Елены Гохман всегда оставались органичное сочетание традиционных и авангардных приёмов композиторского письма, высокая духовность, красота и проникновенный лиризм художественного высказывания. Её музыка систематически звучала в концертных программах съездов композиторов России и СССР, а также в ряде городов страны и за рубежом.

    Фонд Елены Гохман создан при Международном Центре комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова в целях планомерного изучения и всемерной популяризации музыкального наследия выдающегося композитора, вся творческая жизнь которого была связана с Саратовом и Саратовской консерваторией.

    Состав Фонда

                Александр Демченко – председатель

                Лилия Вишневская – заместитель председателя

                Татьяна Нечаева – исполнительские проекты (камерная музыка)

                Тимур Абсалутинов – исполнительские проекты (музыкальный театр и симфоническая музыка)

                Елена Маркелова – исполнительские проекты (хоровая музыка и музыка для детей)

                Владимир Грачёв – нотоиздательская деятельность

                Иван Субботин – аудио- и видео-обеспечение

                Наталья Королевская – пресса

                Алексей Молоденков – Интернет-ресурс

                Ольга Немкова (представительство в Тамбове)

                Наталья Тарасова (представительство в Астрахани)

                Сайт Елены Владимировны Гохман – http://www.gohman-ev.ru/

     

  • Шапорин - обложка.jpg

    Партитура и партии для оркестра


    Перечень публикаций (тома 1–67)


    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg       обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    обложка.jpg

    обложка.jpg    том 22.jpg    

    том 23 - обложка.jpg   обложка т.24.jpg

    обложка т.25.jpg   обложка.jpg

    27.jpg   28.jpg

    29.jpg   30.jpg

    31.jpg   32.jpg

    33.jpg   34.jpg

    35.jpg   диалог искусств1.jpg

    36.jpg   37.jpg

    38.jpg   39.jpg

    40.jpg   41.jpg

    42.jpg   43.jpg

    44.jpg   45.jpg

    46 обложка.jpg   47 обложка.jpg

    48 обложка.jpg   49 обложка.jpg

    50 обложка.jpg   51 обложка.jpg

    52 обложка.jpg   53 обложка.jpg

    54 обложка.jpg   55 обложка.jpg

    56 обложка.jpg   диалог искусств т 57.jpg

    обложка 58.jpg   диалог искусств т 59.jpg

    т60.jpg   диалог искусств т 61.jpg

    т62.jpg   обложка(2).jpg

    63.jpg   64.jpg

    65.jpg   66.jpg

    67.jpg  




  • Приглашаем вас принять участие в работе научного форума

    «SCIENCEFORUM PAN-ART XV»

    XV Международный научный форум

    «Диалог искусств и арт-парадигм»

    Саратов, 24 апреля 2024 года

    Михаил Иванович Глинка и его время

    К 220-летию со дня рождения

    Формулировка темы данного форума предполагает не только монографическое освещение всего, что связано с жизнью и творчеством основоположника русской музыкальной классики (1804–1857), но и самое широкое обращение к художественно-историческому контексту, что прежде всего подразумевает исследование эпохи Романтизма во всех её измерениях: литература (от Байрона и Бальзака до Пушкина и Лермонтова), изобразительное искусство (от Энгра и Делакруа до Кипренского и Брюллова), архитектура (от Нэша и Шинкеля до Воронихина и Росси ), музыкальное искусство (от Шуберта и Шопена до Верстовского и Даргомыжского), театр (от Кина и Леметра до Щепкина и Мочалова) и т.д, включая философско-эстетические, культурологические, социологические и прочие аспекты научного изучения глинкинского времени.

    Кроме того, могут предлагаться материалы по традиционной для наших форумов тематике, посвящённой вопросам создания художественной картины мира, которые разрабатываются в любом историко-хронологическом измерении и на материале различных видов художественного творчества, в том числе во всевозможных формах сопряжения искусствоведения с общеисторической, философской, социологической, психологической, педагогической и другими сферами научного знания. Данный модус многоракурсного интегративного изучения различных видов искусства в контексте всеобщего научного знания и в любых национальных и временны́х координатах составляет основу деятельности Международного Центра комплексных художественных исследований.

    Для заочного участия в научном форуме приглашаются специалисты различного профиля: филологи и литературоведы, искусствоведы (изобразительное искусство и архитектура), музыковеды, театроведы, киноведы, фольклористы, а также культурологи, историки, философы, богословы и представители других областей научного знания, включая педагогику, интересы которых соприкасаются с проблемами художественного творчества. Научные статьи могут быть предложены в любом виде искусства и науки с полной свободой избирательности материала и исследовательского подхода – как новые, так и ранее опубликованные, которые автор считает для себя принципиально важными, поскольку наш альманах рассматривается как трибуна для донесения научных идей до соответствующей читательской аудитории. Из тех же соображений возможно размещение в материалах форума нескольких статей одного участника.

    Пожелания к оформлению статей: компьютерный набор в формате Microsoft Word, все поля – 2 см., шрифт – Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине, отступ первой строки 1, перенос автоматический. В русском тексте предпочтительно использование буквы ё. В начале материала указываются инициалы и фамилия автора, затем название статьи. В конце приводятся сведения об авторе: фамилия, имя и отчество полностью, научная степень и научное звание (если имеются), место деятельности или проживания. Ссылки на источники берутся в квадратные скобки в соответствии с номерами библиографического списка, находящегося в конце текста (например: [5, 67]); постраничные сноски размещаются в основном тексте статьи, имеют сквозную нумерацию, шрифт 12, интервал 1 (большая просьба не использовать в концевых и постраничных сносках обозначений i, ii, iii и т.д.). Оформление цитаты: кавычки «», цитаты внутри цитаты – кавычки “”. Язык – по выбору участника форума.

    Материалы в формате Word принимаются по электронному адресу alexdem43@mail.ru до 20 апреля 2024 года включительно. После окончательной редактуры томов альманаха и их издания авторы получат электронную версию.

    Материалы публикуются бесплатно и размещаются    в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), а по линии Российской государственной библиотеки осуществляется рассылка бумажной версии альманаха.

    По материалам предыдущих двенадцати форумов издано 67 томов альманаха «Диалог искусств и арт-парадигм» – с их содержанием, а также с деятельностью нашего объединения, можно ознакомиться на сайте Международный Центр комплексных художественных исследований.

    Председатель оргкомитета форума – доктор искусствоведения, профессор Саратовской консерватории, главный научный сотрудник и руководитель Международного Центра комплексных художественных исследований Демченко Александр Иванович.

    Ответственные секретари оргкомитета форума – доценты Саратовской консерватории, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Алесенкова Виктория Николаевна и кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Каменская Ирина Владимировна.


    Dear colleagues!

    We invite you to take part in the scientific forum

    «SCIENCEFORUM PAN-ART XV»

    XV International Scientific Forum

    «Dialogue of Arts and Art Paradigms»

    Saratov, April 24, 2024

    Mikhail Ivanovich Glinka and His Time

    To His 220th Birth Anniversary

    The theme of the forum involves not only monographic study on the life and work of the founder of Russian musical classics (1804 - 1857) but also the broadest interpretation of the artistic and historical context. It primarily implies the study of the Romanticism era in all its dimensions: literature (from Byron and Balzac to Pushkin and Lermontov), fine art (from Ingres and Delacroix to Kiprensky and Brullov), architecture (from Nash and Schinkel to Voronikhin and Rossi), music (from Schubert and Chopin to Verstovsky and Dargomyzhsky), theatre (from Kean and Lemaitre to Shchepkin and Mochalov) etc., including philosophical and aesthetic, cultural, sociological and other aspects of scientific study of Glinka's time.

    In addition, materials can be offered on traditional for our forum topics devoted to the creation of an artistic picture of the world, which are developed in any historical and chronological dimension and on the material of various types of artistic creativity – meaning all possible forms of combining art criticism with general historical, philosophical, sociological, psychological, philological, pedagogical and other areas of scientific knowledge. This mode of multi-course integrative coverage of various types of art in their deployment in any national and time coordinates is the basis of the Center for Comprehensive Art Research – its concept can be found on the Center’s website.

    For remote participation in the scientific forum, specialists of various profiles are invited: philologues, literary critics, art historians (fine arts and architecture), musicologists, theater critics, film critics, folklorists, as well as cultural scientists, historians, philosophers, theologists and representatives of other areas of scientific knowledge, including pedagogics, concerning the issues of artistic creativity. Scientific articles can be offered in any type of artistic creation with full freedom of selectivity of material and research approach – both new and previously published, which the author considers principally important, since our almanac is considered a platform for the conveyance of scientific ideas in the corresponding readership. For the same reasons, it is allowed to post several articles of one participant in the forum materials.

    Suggestions for the design of articles: Microsoft Word, font –Times New Roman, size 14, 20 mm equal margins, 1 space between lines, full justification, first line indent – 1, automatic hyphenation. In the Russian text it is preferable to use the letter “ё”. At the beginning indicate the initials and surname of the author, then the title of the article, at the end provide information about the author (surname, first name and patronymic, scientific degree and academic honors, place of work or residence). References to sources are taken in square brackets in accordance with the numbers of the reference list at the end of the text (for example: [5, 67]); page footnotes are placed in the main text of the article, have end-to-end numbering, size 12, 1 space between lines. Do not use denotations i, ii, iii etc. in the end and page footnotes. Quotation design: quotes «», quotes inside quotes - quotes “”. The language is chosen by the author.

    Materials are accepted until April 20, 2024 by e-mail alexdem43@mail.ru. After the final editing of the volumes of the almanac and their publication, the authors will receive an electronic version.

    The materials are published free of charge and placed in the RSCI (Russian Science Citation Index), and the Russian Book Chamber sends out a paper version of the almanac.

    67 volumes of the almanac have been published based on the materials of the previous eleven forums. Their content, as well as the activities of our association, can be found on the website of Международный Центр комплексных художественных исследований.

    The Chairman of the organizing Committee of the forum is Alexander Demchenko, Dr. Sci. (Arts), Professor of the Saratov Conservatoire, Chief Researcher and the head of the Center for Comprehensive Art Research.

    Executive editors of the organizing committee are Alesenkova Victoria Nikolaevna, Dr. Sci. (Arts), Assistant Professor of the Saratov Conservatoire, Leading researcher of the International Center for Comprehensive Art Research and Kamenskaya Irina Vladimirovna, PhD (Sociology), Assistant Professor of the Saratov Conservatoire, Senior researcher of the Center for Comprehensive Art Research.


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма