Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Лаборатория народного творчества имени Л.Л. Христиансена


  • Лаборатория народного творчества имени Л.Л.Христиансена

              Руководитель – Михайлова Алевтина Анатольевна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова.

              Сотрудники:

              Егорова Ирина Львовна, кандидат искусствоведения, профессор, руководитель фольклорных ансамблей «Родник» и «Благодать»,

              Бондаренко Мария Вячеславовна, кандидат искусствоведения, доцент, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Хвалынь» и фольклорного ансамбля «Артель»,

              Бурданова Галина Николаевна, доцент, художественный руководитель народного хора кафедры и фольклорного ансамбля «Дубрава»,

              Ма́лина Альбина Юрьевна, доцент, руководитель фольклорного ансамбля «Раменье»,

             Сапогова Елена Андреевна, профессор, народная артистка РФ,

             Молчанов Михаил Владимирович, преподаватель,

              Шубина Ольга Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент,

              Самохина Виктория Анатольевна, преподаватель

    ПЛАН РАБОТЫ на 2023-24 учебный год


  • Руководитель - 

    Бондаренко Мария Вячеславовна 
     

    Руководители коллектива:

              2008-2015 – Закатова Наталья Александровна

              2015-2016 – Шкарубо Екатерина Николаевна

              с 2017 – Бондаренко Мария Вячеславовна

    В настоящее время репертуар коллектива складывается из традиционного песенного фольклора сёл Апалиха, Болтуновка, Сосновая Маза и деревни Елховка Хвалынского района Саратовской области.

    Ансамбль «Хвалынь» не ориентирован на активную концертную деятельность, однако всегда принимает участие в творческой жизни кафедры народного пения и этномузыкологии и региона. В апреле 2021 года коллектив представлял саратовскую традицию в концерте памяти Заслуженного деятеля искусств РФ, доктора искусствоведения, профессора В.М. Щурова. В 2021-2022 гг. «Хвалынь» готовит программу для саратовского этнографического концерта «Песнь земли саратовской…»

    Ансамбль "Хвалынь" Лаборатории народного творчества имени Л.Л. Христиансена кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова основан преподавателем Закатовой Натальей Александровной в 2008 году с целью углубленного изучения и пропаганды традиционного певческого искусства Саратовского Поволжья.

    В настоящее время руководителем коллектива является кандидат искусствоведения, доцент кафедры народного пения и этномузыкологии Мария Вячеславовна Бондаренко. Ансамбль состоит из студентов и преподавателей кафедры: Мария Бондаренко (наставник), Ульяна Филиппова (староста), Диана Коломенцева, Александра Рождественская, Ольга Пономарёва, Ксения Горкина.

    ***

    Несколько лет вызревала идея создания ансамбля, ориентированного исключительно на певческую традицию Саратовской области. Так сложилось, что среди большого числа профессиональных местных и самодеятельных коллективов не нашлось энтузиастов, взявших на себя труд по изучению и пропаганде саратовской традиции в её первозданном виде. Нашему доброму начинанию сопутствовали страх, связанный с отсутствием личного опыта в подобной работе, и множество, как казалось в этот момент, совершенно неразрешимых проблем.

    В конце ноября 2008 года в качестве эксперимента на базе Лаборатории народного творчества имени Л.Л. Христиансена кафедры народного пения и этномузыкологии нам с М.А. Закатовой удалось собрать инициативную группу студентов. Наряду с саратовскими ребятами, горячее желание изучать специфику саратовского Поволжья высказала группа студентов с Урала (воистину, крепка связующая нить между регионами, проложенная некогда Л.Л. Христиансеном). Состав подобрался смешанный, поэтому решили начать работу с материалами с. Апалиха, Хвалынского района.

    Тогда мы даже не могли предположить, что при обращении к певческой культуре одного из самобытных певческих сёл восточной приволжской зоны Хвалынского и Вольского районов (уездов) перед нами откроется целый мир, не отпускающий нас, и по сей день.

    Но наше первое знакомство с Апалихой проходило трудно. Оказалось, что мы хорошо умеем слушать запись, но не умеем её слышать. Имеем опыт работы с письменными источниками, но оказываемся беспомощными при дифференциации тембров на слух в процессе звучания песни. Навык исполнения отдельной вокальной партии в партитуре, оказывается, имеет мало общего с традиционной исполнительской психологией, где взаимодействие между участниками происходит посредством диалога. А его качество зависит от знания лексики музыкального языка конкретного певческого стиля, умения слышать и «подлаживаться» друг к другу. Для нас, это был, пожалуй, один из самых трудных и важных уроков! Стоит признать, что при попытках «подстроиться» к традиционным исполнителям голоса наши обнаружили неповоротливость и неуклюжесть, по выражению одной их апалинских исполнительниц М.С. Фроловой: «…голос, как топор…». Вообще в Апалихе знают толк в хороших голосах. Высокий уровень исполнительского мастерства человека характеризуется здесь термином – «жабастый» (жабать – в смысле, петь очень хорошим, красивым, сильным голосом).

    И чем ревностней мы стремимся постичь премудрости апалихинского вокала, тем отчётливее приходим к, казалось бы, парадоксальному выводу – не надо ПЕТЬ! Стоит ли говорить, что исполнителя-вокалиста, много лет положившего на выравнивание диапазона своего голоса и выработку единой певческой позиции, это заявление шокирует. Да и нам принять этот вывод было непросто. Следует признать, что традиционная вокализация имеет свои законы, и не стоит заблуждаться на предмет универсальности классической методики постановки народного голоса.

    Естественно, что первой экспедиции предшествовало слуховое знакомство с записями, выполненными предшественниками – А.С. Ярешко, и затем экспедицией А.С. Ярешко и В.М. Щурова. Наконец, летом 2009 года состоялась наша первая экспедиция в Апалиху. Тогда мы впервые воочию увидели людей, чьи голоса были нам уже так хорошо знакомы. С того времени завязалась наша тесная дружба. Жители села осознают себя потомками сильных духом и талантом людей, и радуются каждой возможности поделиться бесценным песенным богатством.

    В рамках экспедиционной работы в июне 2010 ода в местном Доме Культуры нами был организован концерт «Песни родной стороны…». Украшением программы стало участие сельского ансамбля. Сама форма проведения концерта, построенная по принципу творческого общения мастеров и учеников, была с большим интересом воспринята апалихинцами. Зрители чутко вслушивались в напевы, ушедшие в небытие вместе со старшим поколением, подпевали знакомые песни и с удовольствием отплясывали «польку» и «краковяк».

    Благодаря усилиям по сбору и систематизации экспедиционных материалов, в том числе путём привлечения частных коллекций, на сегодняшний день архив традиционных песен с. Апалихи насчитывает более 150 единиц музыкально-поэтических текстов. Теперь общие усилия ансамбля «Хвалынь» направлены на подготовку сборника «Традиционная певческая культура с. Апалиха, Хвалынского района, Саратовской области», который, несомненно, вызовет интерес у широкого круга специалистов и любителей фольклора.

    С момента основания ансамбль «Хвалынь» был ориентирован на изучение, практическое освоение аутентичной песенной культуры русского населения саратовского Поволжья, но, в силу специфики своей работы, не ставил перед собой задачи активной концертной деятельности. Однако мы всегда с большим удовольствием общаемся с саратовским зрителем, и принимаем участие в фестивалях различного уровня. Так, в 2010 году коллектив представлял песенную культуру области на II Всероссийском фестивале-конкурсе имени Л.А. Руслановой (Волгоград) и XVI Всероссийском фольклорном фестивале традиционной мужской культуры «Дмитриев День» (Екатеринбург), Международном фольклорно-этнографическом фестивале-конкурсе «Голоса Золотой степи – 2011» (Астрахань), а в 2012 году во II Всероссийском фестивале к 45-летию народно-певческого образования в России «Вечные Истоки» (Москва).

    Участники ансамбля «Хвалынь» – молодые и перспективные специалисты, ревностно радеющие за своё дело. Коллектив находится в процессе становления творческих и исследовательских убеждений. На этом пути нас не пугают трудности и кропотливая работа, ведь те благодатные плоды душевной радости, которые она приносит, вдохновляют на новые свершения и открытия.

    ст. преподаватель Закатова Н.А.


        

               Xvalyn_ruk. E.N. Shkarubo.jpg   

               Xvalyn Laboratorija.jpg

     

     

    Несмотря на то, что ансамбль «Хвалынь» не ориентирован на активную концертную деятельность, он принимает участие в творческой жизни кафедры, города.

    Программы, подготовленные ансамблем:

    ·  «Уж вы, горы мои» - на материале традиционных песен с. Апалиха Хвалынского района Саратовской области (Саратов, 2011);

    ·  «Песни родной стороны» - совместный проект с аутентичным певческим коллективом с. Апалиха (с. Апалиха, 2011);

    ·  «Побывал бы ты в окопах» - концерт, посвящённый 68 годовщине Победы в Великой отечественной войне (СГК, 2013).

    Творческие достижения ансамбля «Хвалынь»:

    ·  участник II Всероссийского фестиваля-конкурса им. Л.А. Руслановой (Волгоград, 2010);

    ·  участник XVI Всероссийского фольклорного фестиваля традиционной мужской культуры «Дмитриев День» (Екатеринбург, 2010);

    ·  Лауреат Международного фольклорно-этнографического фестиваля-конкурса «Голоса Золотой степи - 2011» (Астрахань);

    ·  Дипломант II Всероссийского Фестиваля к 45-летию народно-певческого образования в России (Москва, Саратов, 2012);

    ·  Лауреат III Международного Фестиваля этнической культуры «Крепость Русь» (Пенза, 2013);

    ·  Лауреат V Межрегионального фольклорного фестиваля-конкурса «Песни родной стороны» (Пенза, 2013);

    ·  Лауреат III Межрегионального конкурса русской песни «Поющий Симбирск» (Ульяновск, 2013);

    ·  участник Всероссийского фестиваля русской традиционной культуры «Егорий Хоробрый» (Омск, 2014);

    ·  номинант Международного фестиваля этнической музыки и ремёсел «Мир Сибири» (Красноярск, 2014).

    Исследовательская деятельность ансамбля «Хвалынь»:

    ·  систематические этнографические экспедиции на территории области;

    ·  проведение областных семинаров по традиционной культуре Саратовского Поволжья;

    ·  разработка учебно-методического пособия «Традиционная певческая культура с Апалихи Хвалынского района Саратовской области».

    В 2014 году состав ансамбля обновился. На смену выпускникам пришло молодое поколение студентов I курса. Сегодня в коллективе занимаются не только профессиональные музыканты, но и студенты других ВУЗов города.

    С 2015 года ансамблем руководит Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Шкарубо Екатерина Николаевна.

    С 2017 года ансамблем руководит кандидат искусствоведения, доцент Бондаренко Мария Вячеславовна.




  • Концепция работы Лаборатории народного творчества имени Л.Л. Христиансена  связана с собиранием, изучением, сохранением и сценическим воплощением традиционной культуры народов Поволжья. Это соответствует деятельности кафедры, работает на формирование имиджа кафедры и Саратовской государственной консерватории как регионального научного центра по изучению традиционной музыкальной культуры.

    Работа проходит в русле общей концепции по сохранению нематериального культурного наследия ФЦП "Культура России".

    Работа Лаборатории ведется и планируется в дальнейшем по следующим научным направлениям:

    1. Традиционная песенная культура и этнография народов Поволжья,

    2. Инструментальная музыкальная культура народов Поволжья,

    3. Проблемы народно-песенного исполнительства,

    4. Претворение музыкального фольклора в композиторском творчестве – композиторский фольклоризм,

    5. Вопросы интерпретации традиционного наследия – фольклоризм на сцене,

    6. Сохранение и изучение духовного наследия – колокольное искусство и духовные песнопения,

    7. Формирование научного аудиоархива записей, собранных педагогами и студентами кафедры за 50 лет, формирование доступного для работы каталога записей,

    8. Подготовка к изданию и издание фольклорных сборников, статей, монографий по традиционной культуре и другой исследовательской тематике Лаборатории.

    Основные задачи

    Лаборатории народного творчества имени Л.Л. Христиансена 

    2.1. Создание условий постоянного нормативного, соответствующего современным требованиям долговременного хранения Собрания фольклорно-этнографических материалов. Создание творческой исполнительской группы (ансамбля) по реставрации и пропаганде аутентичных форм фольклора Саратовского Поволжья. Обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации учет и сохранность материалов и коллекций, отнесенных к памятникам народной духовной и материальной культуры.

    2.2. Обследование состояния, консервация, реставрация, оцифровка и перевод на новые носители информации архивных аудио-, видеозаписей, других объектов хранения, обеспечение высокого технического качества новых поступлений (экспедиционная, студийная аудио-, видеозапись образцов народной музыкальной культуры).

    2.3. Создание резервного фонда копий архивных материалов Собрания.

    2.4. Создание и обеспечение работы постоянно действующей научной поисковой группы, осуществляющей комплексные полевые (экспедиционные) исследования, направленные на пополнение фонда фольклорно-этнографических материалов.

    2.5. Научная обработка, систематизация имеющихся и поступающих материалов, подготовка их к многопрофильному использованию; организация общедоступных вспомогательных фондов фольклорно-этнографических материалов на различных носителях информации, в том числе – для использования в учебном процессе.

    2.6. Предоставление пользователям доступа к Собранию фольклорно-этнографических материалов с помощью системы каталогов на различных носителях информации, баз и банков данных; участие в информационном обмене.

    2.7. Обслуживание пользователей в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами пользования Собранием фольклорно-этнографических материалов.

    2.8. Разработка перспективных направлений и подготовка научно обоснованных рекомендаций по использованию материалов по фольклору и этнографии в современном культурном процессе; участие в разработке и внедрении программ, направленных на сохранение и восстановление традиций народной культуры; методическая, научно-практическая помощь другим организациям в собирательской (экспедиционной) работе, в формировании местных (региональных) фондов, собраний, коллекций по фольклору.

    2.9. Фундаментальные и прикладные научные исследования проблем этномузыкологии. Организация научных конференций, семинаров.

    2.10. Подготовка публикаций фольклорно-этнографических материалов, научных исследований, учебно-методических пособий и др. (в том числе в виде аудио-, видео-, мультимедийной продукции). Работа над созданием Свода фольклора Саратовского Поволжья, а в перспективе – всего Поволжского региона.

    2.11. Художественно-творческая деятельность, связанная с освоением и восстановлением форм традиционной народной культуры; выставочная и концертная деятельность, проведение культурно-просветительских и учебно-методических мероприятий.

    2.12. Лаборатория оказывает содействие, научно-методическую, организационную помощь учебному отделу Консерватории в реализации образовательной программы по специальности народное пение и этномузыкология, а также – программ общего курса «народное музыкальное творчество» и музыкально-этнографической практики студентов других специальностей; в проведении подготовительных курсов, курсов переподготовки и повышения квалификации, стажировки в области народной традиционной музыкальной культуры.

    2.13. Создание необходимых условий для использования Собрания материалов по русскому фольклору и этнографии, по традиционной культуре народов России и зарубежных стран в учебной и научной работе студентов, аспирантов и сотрудников Консерватории.

    2.14. Обеспечивать проведение различных форм стационарной (в том числе – дипломной) и полевой (экспедиционной) учебной практики студентов Консерватории в объемах и в сроках, определяемых учебными планами и программами.

    2.15. Участвовать в разработке, совершенствовании и реализации учебных программ, тематических циклов, специальных курсов по традиционной народной культуре и фольклору, в том числе – на межвузовском уровне и в порядке оказания методической помощи образовательным учреждениям среднего специального, общего и дополнительного образования, а также – учреждениям культуры.

    2.16. Совместно с кафедрой Народного пения и этномузыкологии разрабатывает, организует и проводит научные конференции, круглые столы и семинары по различным проблемам традиционной музыкальной культуры. По их материалам издаются сборники тезисов, статей и другая научная и научно-просветительская литература (информационные листки, бюллетени, в перспективе – научно-популярный журнал).

    2.17. Лаборатория осуществляет платные формы культурной и научной деятельности в соответствии с целями его создания – выполнение работ по договорам (контрактам) в рамках федеральных целевых и государственных программ, плана мероприятий Консерватории, выполнение мероприятий согласно целевому назначению грантов, по договорам со сторонними организациями и физическими лицами.

  • Кафедральная газета "Фольклорист"

     

    2018

     

    ФОЛЬКЛОРИСТ

    Стенгазета СНТО кафедры народного пения и этномузыкологии

    Выпуск №14-2017 год

    Редколлегия:

    Профессор Егорова И.Л. – редактор и научный руководитель СНТО

    Ирина Гриценко - председатель СНТО кафедры

    Анастасия Лебедева – зам. председателя СНТО кафедры

    Содержание 

    1. Лев Львович Христиансен - основатель кафедры народного пения и этномузыкологии
    2. Поздравление с Юбилеем!
    3. Е. Иванова. По следам фольклорных конференций
    4. И. Гриценко. Клуб фольклористов «НАСЛЕДИЕ»
    5. С. Новосёлов, Е. Долженко. Песни «ЧАЛДОНЦЕВ»
    6. К. Юшкова. Правильный выбор
    7. Л. Севостьянова Первокурсники – 2017
    8. Е. Гуртовая, А. Кочергина Наши выпускники.
    9. Н. Викулова. Из Саранска с победой
    10. В. Пичурина Фестиваль «Жар-птица»
    11. И. Крутоголова. Песен живые родники
    1. О. Тесенинова, Е. Долженко «Возвращение с победой»
    1. А. Лебедева Студенческие будни

    2015 - 2016

    2013 - 2014
    2012
  •  1.jpg  

    Фольклорный сборник посвящён исследованию музыкальной традиции верховых казаков Волгоградской области. Материал записан и расшифрован на основе фольклорных экспедиций автора Самохиной В. А. В сборнике представлены песни Волгоградской области села Иловатка, хуторов Камыши и Пятиизбянского Калачёвского района. Издание представляет интерес для специалистов в области изучения фольклора – этномузыковедов, исполнителей народных песен, руководителей народного хора, и также для широкого круга читателей, интересующихся традицией казаков

      2 .jpg  

    Сборник включает статьи и тексты докладов участников Всероссийской научно-практической конференции к 120-летию Лидии Андреевны Руслановой, состоявшейся в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова 26 октября 2020 года. Публикации содержат исторические и экспедиционные исследовательские материалы, а также отражают многообразие проблем методики современного сольного народно-певческого исполнительства, вопросы сценического воплощения традиции, фольклоризма как стиля композиторского письма. Издание адресовано педагогам-практикам в области народного пения и этномузыкологии, студентам учебных заведений культуры и искусства, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами изучения народно-певческих традиций.

      3.jpg  

    Предлагаемый сборник знакомит читателей с новыми, ранее не опубликованными и не исследованными в отечественной фольклористике, музыкально-этнографическими материалами. Впервые в этномузыкологии исследована одна из локальных традиций бытования песенных жанров, и выявлены первичные (новые) сведения о музыкальном фольклоре села Анновка Белебеевского района. Это издание – результат научной и практической деятельности выпускницы кафедры народного пения и этномузыкологии – Марии Крыловой под руководством кандидата искусствоведения Марии Вячеславовны Бондаренко.

    Представленное учебно-методическое пособие рекомендовано педагогическому составу средних и высших учебных заведений, руководителям народно-певческих коллективов и солистов, в репертуаре которых имеются подлинные образцы песенного наследия русских, проживающих на территории Башкирии, преподавателям фольклорных отделений ДШИ и ДМШ, руководителям самодеятельных коллективов, а также любителям и ценителям русского музыкального фольклора.

      4.jpg  

    Настоящий сборник знакомит читателей с произведениями детского фольклора, записанными от А.И. Мамаевой – самобытной, уникальной певицы, яркого представителя городской певческой традиции, в настоящее время проживающей в городе Балашове Саратовской области. Это издание – результат многолетней, системной экспедиционной работы выпускницы кафедры народного пения и этномузыкологии Ирины Крутоголовой под руководством кандидата искусствоведения М.В. Бондаренко.

      5.jpg  

    Данную книгу автор посвящает памяти своего учителя – заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Льва Львовича Христиансена (1910–1985), – крупного учёного, фольклориста, создателя и первого художественного руководителя Уральского русского народного хора, основателя народно-певческого образования, выдающегося музыканта, педагога, организатора, просветителя. Он оставил неизгладимый след в истории культуры и искусства России XX века. В монографии впервые осуществляется попытка обобщить разнообразные направления многогранной деятельности Л. Л. Христиансена, раскрываются яркие стороны феномена личности. Здесь проводится анализ его профессиональных установок и основных методологических принципов собирания, изучения и исполнения народных песен, подчёркивается высокое значение фундаментальных трудов и научно-творческой концепции учёного. Его наследие играет исключительно важную роль в формировании взглядов на актуальные вопросы этномузыкознания, народно-певческого исполнительства и образования. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей народного музыкального творчества и исполнительского искусства. Она особенно будет полезна собирателям и исследователям песенного фольклора, педагогам и студентам высших и средних музыкальных учебных заведений, а также всем исполнителям народных песен.

      6.jpg  

    Сборник научных статей по материалам VI Международных научных чтений памяти Л.Л. Христиансена «История, теория и практика фольклора» 1–3 ноября 2017 г.

    Сборник статей составлен по материалам прошедших в Саратове 1–3 но-ября 2017 года VI Международных научных чтений памяти Л.Л. Христиансена «История, теория и практика фольклора».

    Научно-практический форум был посвящен 50-летию народно-певческого образования в России и 50-летию открытия специальности «руководитель народного хора» в Саратовской государственной консерватории имени Л.В Собинова, впоследствии преобразованной в кафедру Народного пения и этномузыкологии.

    В сборнике представлен широкий круг тем, посвященных истории становления системы народно-певческого образования в российских вузах, проблемам бытования традиционной культуры в современном мире, вопросам методики и педагогики преподавания народного пения, изучению региональных фольклорных традиций с позиции современной этномузыкологии и смежных дисциплин, композиторскому и исполнительскому фольклоризму.

    Материалы адресуются фольклористам, студентам музыкальных учебных заведений и широкому кругу читателей, интересующихся народным искусством.

      7.jpg  

    Cборник избранных статей и докладов выдающегося деятеля российской культуры кандидата искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Л.Л. Христиансена охватывает значительный по времени период его творческой деятельности. Особую значимость приобретают статьи, связанные с практической работой в руководимом им Уральском народном хоре, воспитанием народных исполнителей.

    Впервые публикуется доклад Л.Л. Христиансена на Пленуме Правления Союза композиторов СССР в г. Киеве (1976) и текст выступления на итоговой теоретической конференции Всероссийского Смотра ансамблей песни и танца в Москве (1978). Представленные материалы не теряют своей актуальности и в настоящее время.

    Сборник адресован руководителям народно-певческих коллективов, педагогам-этномузыкологам, работающим с народными голосами, а также всем, кому дороги наши национальные традиции.

      8.jpg  

    Данная Хрестоматия представляет собой учебное пособие, раскрывающее главные позиции обучения народному пению, разработанные выдающимся учёным, музыковедом-фольклористом, основателем и художественным руководителем государственного Уральского русского народного хора, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором Львом Львовичем Христиансеным.

      9.jpg  

    В сборник вошли обработки и аранжировки песен для народного хора, выполненные талантливым ученым-фольклористом  А.С. Ярешко. Издание подготовлено к 75-летию автора и продолжает намеченную серию нотных изданий, посвящённых 50-летнему юбилею кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Эти произведения звучат в исполнении народного хора и ансамблей кафедры в концертных залах консерватории и за ее пределами.

      10.jpg  

    Предлагаемый сборник знакомит читателей с традиционным свадебным обрядом русскоязычного населения станицы Екатериноградской Прохладненского района Кабардино-Балкарской республики. Настоящее издание включает в себя уникальный и прекрасно сохранившийся музыкально-этнографический материал, собранный в период с 2012–2015 гг. выпускницей кафедры народного пения, уроженкой вышеупомянутой станицы – Дарьей Кузнецовой под руководством своего наставника, кандидата искусствоведения, доцента СГК имени Л.В. Собинова – Марии Вячеславовны Бондаренко. Представление о певческом стиле станицы Екатериноградской дополняет аудиоматериал, помещённый в конце сборника.

    Издание адресовано фольклористам, филологам, этномузыкологам, преподавателям фольклорных отделений ДШИ и ДМШ, руководителям самодеятельных коллективов в качестве репертуарного пособия, а также любителям русского народного песнетворчества.

     11.jpg  

    А.С. Ярешко – музыковед-кампанолог, фольклорист, доктор искусствоведения, профессор, президент Ассоциации колокольного искусства России, являлся пропагандистом одной из самых малоизученных до настоящего времени сфер отечественной культуры – русских колокольных звонов. Настоящее издание является итогом его исследования музыкального, исторического и этнографического материала, собранного в течение сорока пяти лет в экспедициях по городам России и в архивах библиотек. В работе освещается история православных колокольных звонов, исследуется закономерность их развития на Руси, рассматриваются стилистические основы и жанрово-канонические формы православной колокольной музыки, созданные отечественными звонарями на протяжении столетий.

    Книга предназначена специалистам-кампанологам, музыковедам, теологам, священнослужителям, практикующим звонарям и всем тем, кому дорого наше отечественное национальное искусство, его духовные идеалы.

      12.jpg  

    В сборнике размещены статьи кандидата искусствоведения, профессора И.Л. Егоровой. Большинство из них представляют собой новую авторскую редакцию работ, уже опубликованных ранее в научных журналах и сборниках материалов Международных и Всероссийских научных конференций. В их содержании отражены проблемы этномузыкознания, методологии народно-песенного исполнительства и преподавания народно-певческих дисциплин. В основу исследований автора положена научно-практическая концепция профессора Льва Львовича Христиансена, памяти которого посвящено данное издание.

    Материалы сборника могут быть использованы в качестве учебно-методического пособия для преподавания многих дисциплин, направленных на обучение народно-певческому искусству, на исследование песенного фольклора и его исполнительской интерпретации как в аутентичной среде, так и на профессиональной сцене. Книга будет полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемами народно-певческого исполнительства.

      13.jpg  

    Сборник научных статей «История, теория и практика фольклора» (5 выпуск), посвящённый памяти Л.Л. Христиансена, включает широкий круг тем по проблемам традиционной культуры в современности. В форуме приняли участие ведущие фольклористы России и новое поколение исследователей, работы которых представлены в настоящем труде.

    В издании рассматриваются актуальные в наши дни вопросы профессионального фольклорного воспитания, теоретические проблемы этномузыкологии, региональные фольклорные традиции и другие аспекты функционирования народного искусства.


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма