Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Академический хор

Академический хор Саратовской консерватории

(исторический экскурс)

Художественный руководитель - 
доцент Н.А. Кошелева

Академический хор Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова существует с первых дней образования кафедры хорового дирижирования – с 1943 года.

В архивных материалах содержатся следующие сведения: в 1944 году численный состав студентов на кафедре составлял 11 человек, в 1945 году численность выросла до 15 человек, что не позволяло вести полноценную хоровую работу и подготовку к государственным экзаменам. Поэтому первым и наиболее важным делом явилось создание хора. В 1945 году на отделении существовал женский хор, работа с которым имела положительные результаты как с точки зрения укрепления навыков ознакомления с хоровой литературой, так и с точки зрения укрепления навыков руководства хором. В 1946-1947 годах шли попытки организации смешанного хора с приглашением любителей хорового пения, которые, к сожалению, всегда наталкивались на отсутствие средств для оплаты приглашённых певцов.

Несмотря на значительные трудности, осенью 1946 года смешанный хор был организован и работал весь учебный год. Состав хора, в количестве 40-45 человек, в который входили студенты кафедры и приглашённые певцы (главным образом мужчины), представлял собой организованный, довольно профессионально звучащий коллектив по качеству голосов. Трудности в работе были очень большие, но увлечённость, творческая активность и ответственность дипломников, содействовали продуктивности и успешности занятий.

В 1947-1948 году руководством консерватории было принято решение об обязанном посещении занятий учебного хора не только студентами кафедры хорового дирижирования, но и студентами вокального отделения. В таком составе хор подготовил несколько концертных программ, среди исполненных сочинений: Д. Шостакович Финал из оратории «Песнь о лесах», Д. Кабалевский кантата «Ленинцы», И. Дунаевский «Колыбельная» из кинофильма «Цирк» и ряд других произведений отечественных композиторов. Так, постепенно росла квалификация хора, развивалась его творческая исполнительская деятельность.

Серьёзные изменения в работе студенческого коллектива произошли после приезда в Саратов С.А. Заливухина, который осенью 1948 года стал директором Саратовской консерватории, а в 1949 году заведующим кафедрой хорового дирижирования. Человек с большим административным и педагогическим опытом (до работы в Саратовской консерватории С.А. Заливухин был директором Рязанского музыкального училища), увлечённый и знающий хоровик, он значительно оживил и активизировал работу кафедры.

Именно благодаря деятельности С.А. Заливухина в консерватории был организовал полноценный хор. Как директор вуза, он получил разрешение Министерства культуры на приглашение в хор иллюстраторов в количестве 20–25 человек. Были приглашены певцы из хора театра оперы и балета, которые проработали в хоре консерватории до 1969 года и студенты-вокалисты. Так был создан большой хор из восьмидесяти человек (50 женщин и 30 мужчин), отвечавший всем требованиям учебного хорового коллектива.

Благодаря тому, что в хоре пели не только студенты, но и профессиональные певцы, это давало возможность иметь разнообразный репертуар и исполнять произведения большой степени трудности. Особенно яркими были дипломные программы выпускников кафедры, которые представляли собой не только известные образцы хоровой литературы, но постоянно знакомили слушателей с новыми сочинениями советских композиторов. В программах государственных экзаменов главенствовали произведения крупной формы: Д. Шостакович «Казнь Степана Разина», С. Прокофьев оратория «Иван Грозный», Д. Кабалевский отдельные номера из Реквиема, Э. Капп поэма «Северное побережье», Р. Щедрин маленькая кантата из оперы «Не только любовь» и др. Первое их исполнение в городе осуществляло просветительские задачи, пропагандировало высокие образцы хорового творчества.

Особенностью концертных программ студенческого хора в 1950-1960-е годы являлось обязательное включение собственных обработок народных песен или переложений, сделанных дипломниками в классе аранжировки под руководством С.А. Заливухина. Эта форма работы давала возможность проявить композиторские склонности студента и развивать их, что всячески поддерживалась на кафедре, сочинения молодых дирижёров печатались и издавались (произведения Г. Занорина, В. Датского, В. Игнатьева и др.)[1].

Несмотря на прямое своё назначение учебного хора, коллектив вёл активную концертную деятельность. Хор участвовал в концертах тематических, отчётных, кафедральных, официально-праздничных (к юбилейным датам Октябрьской революции 1917 года, Дню рождения В.И. Ленина, посвящённым различным съездам КПСС, юбилейным датам выдающихся композиторов). Самыми событийными становятся выступления объединённого хора консерватории, музыкального училища и хора Центральной детской музыкальной школы с симфоническим оркестром филармонии (дирижёр заслуженный деятель искусств РФ Н.Г. Факторович). Так были исполнены: Патетическая оратория Г. Свиридова, кантата «Москва» П. Чайковского, Фантазия для фортепиано с хором и оркестром и 9 Симфония Л.В. Бетховена. Выступления на творческих пленумах Саратовского отделения Союза композиторов РСФСР включали сочинения саратовских композиторов В. Ковалёва, Б. Сосновцева, О.Моралёва.

Руководителями хорового класса в 1950-1960-е годы были С.А. Заливухин, Л.С. Заливухина, М.В. Тельтевская.

В эти годы большое значение придавалось практическим занятиям студентов с хором. В 1960 году исполнительская практика начиналась на IV курсе с подготовки произведений, включаемых в программы концертов, посвящённых знаменательным, юбилейным событий общественно-политического значения. Впервые в 1969 году отчёт по исполнительской практике студентов IV курса состоялся в виде концерта-конкурса. В последующие годы эта форма учебно-исполнительской практики стала применяться довольно часто.

В 1960 году в Саратовской консерватории было открыто заочное отделение, которое просуществовало до 1996 года Многие студенты того периода поступали в консерваторию после службы в армии, со стажем работы в самодеятельных хоровых коллективах, музыкальных училищах. В результате открытия заочного отделения увеличился численный состав студентов, именно поэтому на кафедре был организован хор заочного отделения (в разные годы руководителями хора заочников были Г.Я. Черноморская, Н.С. Владимирцева, Б.П. Попович).

В 1970-1980 годы кафедра хорового дирижирования не только продолжала сложившиеся традиции, но и внедряла новые формы как учебной, так и исполнительской работы. Руководителями хорового класса в эти годы были Б.К. Милютин, Б.П. Попович.

На государственных экзаменах исполняются произведения большой степени сложности. Необходимо отметить, что дипломные программы выпускников кафедры в эти годы не являлись тематическими, а выбирались свободно и включали сочинения крупной формы и сочинения без сопровождения. Например, на государственном экзамене дневного отделения, выпуск 1981 года, прозвучали: 1) Э. Григ Хор народа из оперы «Олаф Тригвасон», С. Танеев «Вечер», А. Флярковский «Ave Maria» (дирижёр С.А. Тихонов, класс доцента В.И. Грицепановой); 2) В. Моцарт Большая месса №№ 14, 18, Б. Снетков «Ты, не пой соловей», В. Капп «Северное побережье» (дирижёр И.Б. Захарченко, класс профессора М.В. Тельтевской); 3) П. Чайковский Финал из кантаты «Москва», Д. Верди Большой финал из II действия оперы «Аида», Э. Дарзинь «В ясных далях грёз» (дирижёр К.Л. Харитонов, класс доцента Н.С. Владимирцевой) и т.д. Дипломные программы часто включали сочинения, которые впервые были исполнены в Саратове: например, отдельные номера из сочинений «Пушкинский венок», «Гимны Родине» Г. Свиридова, Хоры на стихи Пушкина Р. Бойко, Реквием А. Брукнера, «Сокровенны разговоры» Н. Сидельникова и др.

Хоровой коллектив в эти годы продолжает вести активную исполнительскую деятельность, участвуя в больших концертах мастеров искусств и коллективов области, приуроченных к знаменательным событиям (300-летие И.С. Баха, 100-летие со дня рождения С.В. Рахманинова, 70-летие Саратовской консерватории, 25-летие открытия заочного отделения, 40-летие Великой Победы, XXVI и XXVII съезд КПСС и др.).

Одной из основных сфер исполнительской деятельности кафедры в 1970-1980-е годы становится активная шефская работа вне консерватории, выступление хора в воинских частях, военных училищах, организация музыкальных бригад для выезда с концертом в подшефные сёла. Концерты проводились на разных площадках города: зал Саратовской консерватории (тогда он назывался Октябрьским залом), Дом офицеров, Дом учителя.

Примечательным событием в истории кафедры стало участие студенческого коллектива в спектаклях оперного театра. Сезон 1975-76 года в Саратовском театре оперы и балета был юбилейным. Музыкальная общественность города отмечала 100-летие русской оперы в Саратове. К этой дате осуществлялась постановка народной музыкальной драмы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». По просьбе руководства Театра оперы и балета студенты кафедры были привлечены к участию в спектакле и подготовке хоровых сцен. Студенческий хор в полном составе участвовал в постановке таких опер, как «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артёмовского, «Майской ночи» Н.А. Римского-Корсакова.

С постановками двух спектаклей – «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и «Аида» Д. Верди (хормейстер Ю.И. Датская) хор консерватории впервые участвует в гастролях Саратовского оперного театра в Москве и выступает на сцене Большого театра СССР.

По инициативе студентов старших курсов, решивших заняться изучением и пропагандой редко исполняемые произведений, на кафедре был создан Ансамбль старинной музыки (руководитель Б.К. Милютин). В исполнении ансамбля прозвучала незаслуженно забытая старинная русская хоровая музыка, а также сочинения русских композиторов XVIII-XIX веков (Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Веделя и др.). На протяжении многих лет ансамбль старинной музыки вёл активную исполнительскую деятельность.

1990–2000 годы становятся новым этапом в развитии кафедры хорового дирижирования. Серьёзные политические изменения, которые происходят в стране, связанные с празднованием 1000-летия Крещения Руси, послужили мощным импульсом к изучению, исполнению и развитию духовного творчества, которое стало открыто и доступно. Именно с этого периода в учебные и концертные программы включаются произведения духовных жанров.

Главными направлениями творческой работы на кафедре становится исполнительская работа, активизация производственной практики студентов, усиление связи обучения дирижированию в классе с практической работой в хоре (в качестве певцов и хормейстеров). Основное внимание было сосредоточено на создании и совершенствовании уровня профессионального мастерства студенческого хора, так как благодаря этому «инструменту» формируется мастерство молодых хормейстеров.

В 1991 году в Саратове был создан профессиональный хоровой коллектив – Театр хоровой музыки (идейный вдохновитель, художественный руководитель и главный дирижёр Л.А. Лицова), главный хормейстер на протяжении многих лет – Н.Н. Владимирцева. Оба музыканта в 1990-е годы стали руководителями и студенческого коллектива: Н.Н. Владимирцева (с 1991 по 1994 год), Л.А. Лицова (с 1991 года по 2017).

Одновременное руководство двумя хорами дало возможность для творческого сотрудничества и тесного взаимодействия профессионального коллектива и коллектива студенческого, что, несомненно, стало эффективной формой воспитания будущих хормейстеров, педагогов, руководителей хоров. Результатом такого сотрудничества, которое продолжается двадцать лет, стала подготовка и исполнение значительного числа крупных программ, объединённых единым стилистическим направлением. Это: Бах «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Л. Бетховен 9 Симфония, оратория «Христос на Масличной горе», Б. Бриттен «Военный реквием», Г. Берлиоз Реквием и драматическая симфония «Ромео и Джульетта», Й. Гайдн «Сотворение мира», «Семь слов Спасителя на кресте», Гендель «Мессия», А. Дворжак «Реквием», Ф. Мендельсон «Павел», Ф. Гласс 5 Симфония, Дж. Россини «Stabat, Mater», Торжественная месса, С. Танеев «Иоанн Дамаскин», Г. Свиридов «Патетическая оратория», «Курские песни», А. Гречанинов «Страстная Седмица», Н.А. Римский-Корсаков «Песнь о вещем Олеге» и др.

Репертуар Академического хора обширен и разнообразен, включает в себя хоровые концерты Д. Бортнянского, С. Дегтярева, П. Чеснокова, Г. Свиридова, Ю. Фалика; сочинения a cappella С. Танеева, П. Чайковского, С. Рахманинова, В. Калинникова, Н. Римского-Корсакова, Д. Перголези, А. Лассо, Б. Бриттена, Н. Сидельникова, Д. Смирнова, Е. Подгайца, Р. Леденёва, В. Калистратова, Э. Денисова и др.

С хором консерватории сотрудничают – Академический симфонический оркестр Саратовской филармонии им. А. Шнитке, симфонический оркестр Саратовского академического театра оперы и балета, Концертный оркестр духовых инструментов «Волга-Бенд», а так же дирижеры: А. Ведерников (г. Москва), Ю. Кочнев (г. Саратов), А. Рудин (г. Москва), Э. Серов (г. Санкт-Петербург), А. Скульский (г. Нижний Новгород), Л. Сивухин (г. Нижний Новгород), Линь Тао (г. Саратов), Ю. Фалик (г. Санкт-Петербург), А. Фельдман (г. Калининград) и др.

Начиная с 1990-х годов, открывается новая страница биографии студенческого хора консерватории, который по своему исполнительскому мастерству достигает очень высоких результатов. Показателем этого становятся победы на всероссийских и международных конкурсах. В 1994 году Академический хор получает Гран-При на I всероссийском конкурсе «Поющая Россия». В 1995 становится Лауреат IV международного конкурса камерных хоров в городе Марктобердорфе, Германия, в 1997 году – Лауреатом XXVIII международного конкурса полифонической музыки им. Сегицци в городе Гориция, Италия; в 2001 году Лауреатом международного конкурса «Самарская Лука» в городе Самаре, Россия; в 2004 году Лауреатом XXI международного конкурса им. Б. Бартока в городе Дебрецен, Венгрия, где получил 3 специальных диплома: «Лучшему дирижеру» (Л. Лицовой), «За лучшее исполнение обязательного сочинения», «За лучшую интерпретацию современного фольклора».

С 1991 года со студенческим хором стали работать приглашённые музыканты. Встречи, открытые уроки, мастер-классы проходили с профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Б.Г. Тевлиным; композитором, пианистом заслуженным деятелем искусств РФ В. Рябовым; композитором, пианистом, кандидатом искусствоведения, заслуженным артистом РФ М. Аркадьевым, народным артистом РФ, профессором, композитором Ю.А. Фаликом, народным артистом РФ, профессором, хоровым дирижёром Л.К. Сивухиным.

В рамках подготовки фестиваля «Немецкая классическая музыка» в 1992 году был впервые проведён семинар-практикум с зарубежными профессорами Мюллером-Лоренцом (Высшая школа Ганновера), Мюллером-Блаттау (Саарбрюкенский Университет). Семинар, который проводили немецкие музыканты, охватил целый ряд теоретических и практических вопросов по стилистике исполнения музыки Баха.

Студенческий коллектив принимает активное участие в многочисленных музыкальных фестивалях, хоровых форумах, выступает в лучших концертных залах страны. Это: фестиваль, посвященный 90-летию Саратовской консерватории (Саратов, Москва), Осенний хоровой фестиваль Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского «Шнитке и его современники», фестиваль Московского государственной консерватории им. П.И. Чайковского «Собираем друзей», фестиваль им. Г. Нейгауза, фестиваль, посвящённый 17-летию и 20-летию газеты «Музыкальное обозрение», фестиваль академических искусств «Новое передвижничество», III Региональные Пименовские чтения, ежегодный Собиновский фестиваль, Губернский фестиваль академических хоров «Золотые огни Саратова», международный фестиваль «Московская осень» и др.

Академический хор Саратовской государственной консерватории достойно представлял кафедру на фестивале «Саратов-Москва-Саратов» к 100-летию СГК имени Л.В. Собинова (2012), участвовал в проекте «Хор Российских консерваторий» (Москва, 2013), фестивале «Gloria» (Казань, 2017). В 2015 году Академический хор (художественный руководитель и главный дирижер – профессор Л.А. Лицова, хормейстер – ст. преподаватель А.А. Балашов) стал обладателем Гран-при XXXIV Международного Фестиваля «Хайновские дни церковной музыки» (Хайновка, Польша), в 2016 году стал Лауреатом XXI Международного конкурса-фестиваля «CHORUS INSIDE SARATOV» (дирижер – ст. преподаватель А.А. Балашов).

В 2004 году академический хор консерватории принял участие в фестивале, посвященном 200-летию со дня рождения М.И. Глинки, совместно со студенческим хором Казанской государственной консерваторией им. Жиганова. Концерты двух коллективов состоялись в городах Казани и Саратове. Дирижеры сольных программ – профессор В.Г. Лукьянов (Казань) и профессор Л.А. Лицова (Саратов). Исполнение объединенным хором двух консерваторий оперных хоров М.И. Глинки: в Казани со студенческим оркестром Казанской государственной консерватории (дирижер – Р. Зиганшин, хормейстер Ю. Карпов), в Саратове со студенческим оркестром Саратовской государственной консерватории (дирижер – М.Б. Тургумбаев, хормейстер Н.Н. Владимирцева).

Одной из интересных форм работы хорового класса стали мастер-классы самих педагогов кафедры – разучивание сочинений русских и современных отечественных композиторов a cappella и концертное выступление. Первое такое выступление состоялось в 2004 г. и было подготовлено к 60-летнему юбилею кафедры хорового дирижирования. Последующие выступления были посвящены 65-летию кафедры хорового дирижирования, 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 140-летию со дня рождения В. Калинникова, 100-летию Саратовской государственной консерватории и др. (дирижёры Л.А. Лицова, Н.Н. Владимирцева, А.В. Николаева, Е.П. Мельникова, Э.А. Абдуллаев, А.Г. Занорин, Н.А. Кошелева, А.А. Балашов, Е.О. Дворцова).

Одним из основных направлений учебной работы по сей день остаётся исполнительская и производственная виды практики, которые проводятся на всех курсах. На кафедре были образованы два вокальных ансамбля, которые одновременно стали коллективами для прохождения практики студентов I и II курсов: вокальный ансамбль «Debute» (руководитель Е.О. Дворцова) и ансамбль старинной музыки (руководитель А.Г. Труханова). Оба коллектива стали Лауреатами V Открытого фестиваля-конкурса «Золотые огни Саратова».

Для углубления навыков практической деятельности, при кафедре был организован женский хор, с которым работают студенты III курса (руководителями в разные годы были Э.А. Абдуллаев, А.В. Николаева, с 1996 года Е.П. Мельникова, с 2015 Н.А. Кошелева). Академический женский хор стал лауреатом международных конкурсов «Play» (Италия), «Music Competition» (Сербия).

Студенты IV курса проходят практику с камерным хором (руководителями в разные годы были А.В. Николаева, Е.О. Дворцова, А.А. Балашов).

Форма зачёта производственной практики – открытые концерты в залах Саратовской консерватории с показом тематических и монографических программ.

Практически все студенты кафедры являются практикующими хормейстерами – работают с хоровыми коллективами детских музыкальных школ и студий, регентуют или руководят самодеятельными хорами. В конце учебного года студентам предоставляется возможность выступить со своими коллективами на сцене Большого зала.

Студенческий академический хор продолжает лучшие традиции кафедры, заложенные её основателями. В репертуаре коллектива классика русской и зарубежной хоровой музыки сочетается с остросовременными произведениями таких композиторов, как: К. Дженкинс, Дж. Раттер, Б. Чилкотт, В. Мишкинис. Хор является участником всех знаковых событий концертной жизни консерватории: церемония открытия II Всероссийского конкурса дирижеров средних и высших учебных заведений «Хоровая провинция» (дирижёр Н.А. Кошелева),  День рождения консерватории (дирижёр А.Г. Занорин). В 2018 году Академический хор принял активное участие в творческом проекте «Студенческая филармония» - состоялись выступления коллектива в городах Маркс, Вольск, Балаково, Балашов. Большим праздничным концертом был отмечен 75-летний юбилей кафедры хорового дирижирования. В первом отделении прозвучали сочинения a cappella (дирижёр – А.Г. Занорин), во втором отделении сводный хор и симфонический оркестр консерватории исполнили хоры М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, М.М. Ипполитова-Иванова (дирижёр – заслуженный артист РФ, профессор С.И. Нестеров).

История академического хора Саратовской консерватории интересна и значительна. Её создавали и продолжают создавать замечательные музыканты и педагоги, посвятившие свою жизнь Саратовской государственной консерватории. Высокий уровень исполнительского мастерства учебного коллектива неоднократно отмечался авторитетными музыкантами не только родной Alma Mater, но и других городов страны. Хор консерватории на протяжении многих лет являлся одним из ведущих хоровых коллективов Саратова, остаётся таким и сегодня.



[1] В 1990-е годы традиция включать в программу государственного экзамена собственные обработки и переложения возродилась и на протяжении нескольких лет дипломники дирижировали собственными творениями, созданными в классе аранжировки В.П. Ахмаметьева.

Перейти на старый сайт