Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Приглашаем на мастер-класс профессора Сергея Вартанова

Пианисты подчас в течение всей творческой жизни исполняют сочинения и постепенно ощущают себя, если и не их авторами, то хотя бы соавторами – так в эпоху романтизма в музыке зародилось понятие интерпретация. В то время писа-тели и поэты в буквальном смысле были властителями душ. Литературные герои настоящего и прошлого получали воплощение в операх, программных симфониче-ских произведениях и в фортепианной музыке композиторов-романтиков. Вспом-ним самые яркие сочинения Шумана («Бабочки» по роману Ж.П. Рихтера, «Крейс-лериана» по «Житейским воззрениям Кота Мура» Э.Т.А Гофмана) и Листа («До-лина Обермана» по роману Э. Сенанкура, «Данте-соната», «Сонеты Петрарки»).

Соната h-moll Листа занимает в этом ряду особое положение: в отличие от названных сочинений, автор здесь уклоняется от объявления программы. Сложи-лась парадоксальная ситуация: Соната создавалась Листом параллельно с «Фауст-симфонией», родственна ей по тематизму; ее длительность (порядка 30 минут) в понятиях музыкального времени эквивалентна большому роману. Все причастные к миру фортепиано знают о традиции связывать темы Сонаты с образами Фауста, Мефистофеля, Маргариты, однако произведение не имеет программного названия, трагедия Гёте «Фауст» вовсе не упоминается как источник. Почему же? Очевидно, в Сонате Листа можно отыскать нечто большее, нежели еще один образец «синтеза искусств» – приведения разных видов искусства в музыке к единому знаменателю.

Сергей Вартанов, пианист и исследователь, рассматривает эту проблематику в жанре, типичном для фортепианной культуры: Lectur-Recital. При этом применя-ется разработанный им метод интеграции концепции, систематизирующий про-блемы интерпретации. Метод предложен в монографии, получившей признание в профессиональной среде как в России, так и в русскоязычном зарубежье: Варта-нов С. Я. «Концепция в фортепианной интерпретации: под знаком Ф. Листа и С. Рахманинова». – Москва: Композитор, 2013. – 584 с. Книга создавалась не столько за письменным столом, сколько за роялем, опирается не столько на книж-ное знание, сколько на воззрения Бетховена, Листа, Рахманинова – великих музы-кантов-универсалов (композиторы, пианисты и дирижеры) эпохи интерпретации. Характерно, что и создатель «Фауста» Гёте также отводил понятию концепции по-четное место: «во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, всё сводится к концепции».

Перейти на старый сайт