Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша
  • С 22 по 25 ноября 2023 года в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова состоялись Международные научные чтения, посвященные Б.Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества: к 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова»

С 22 по 25 ноября 2023 года в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова состоялись Международные научные чтения, посвященные Б.Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества: к 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова»

С 22 по 25 ноября 2023 года в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова состоялись Международные научные чтения, посвященные Б.Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества: к 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова». Проект был реализован при финансовой поддержке «Фонда наследия русского зарубежья»

В обсуждении вопросов творчества композиторов XX–XXI веков приняли участие исследователи из разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Астрахань, Ростов-на-Дону, Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль), а также ученые из Сербии, Италии, Великобритании.

В первый день конференции состоялась работа секции «Творческое наследие С. В. Рахманинова в контексте художественных тенденций конца XIX – первой половины ХХ века». С приветствием к участникам конференции обратилась проректор по научной работе Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, доктор искусствоведения, профессор И.В. Полозова, подчеркнувшая важность сохранения традиций и постоянного расширения проблематики исследований. Тематика докладов в работе секции была связана с изучением творчества С.В. Рахманинова, его тесных связей с ведущими направлениями начала прошлого века, со светской и духовной традициями.

«Саратовским» страницам творчества композитора, его посещениям нашего города была посвящена открытая лекция кандидата искусствоведения, доцента Н.Б. Бондаренко. В рамках проведения секции состоялась презентация монографии В.Б. Вальковой «С.В. Рахманинов. Летопись жизни и творчества. Часть 2», охватившая период с 1900 по 1917 гг. Она содержит подробное изложение биографии композитора с опорой на письма, дневниковые записи, воспоминания. К эпистолярному наследию в своем докладе обратился и Г.И. Лыжов, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В центре интересов участников второго дня конференции были процессы творчества и музыкальный язык С.В. Рахманинова, рассматривались вопросы гармонии, интертекстуальных взаимодействий в симфоническом и вокальном творчестве композитора. О влияниях русских исполнителей и композиторов на музыкальную жизнь Белграда в 1920-1930-е годы в лекции рассказала М.Г. Голубович, доктор исторических наук, научный сотрудник Института музыковедения САНИ, (Белград).

Внимание ученых коснулось не только одного композиторского стиля, но и иные стили получили обобщение в докладах секции «Серебряный век: в созвездии имен». Сосредоточившись на культурных явлениях Серебряного века выступающие показали многогранность тенденций, техник, направлений, существовавших в то время, на примере творчества А.К. Глазунова, А. Лурье, Н.Н. Черепнина и многих других. Различные темы докладов сложились в единое целое, рисующее сложную картину начала прошлого столетия.

Данью памяти музыковеду, исследователю, ученому Б.Л. Яворскому стало посещение его могилы на Воскресенском кладбище г. Саратова группой гостей конференции и педагогов СГК.

В третий день конференции состоялась работа двух секций.  Наследие Б.Л. Яворского в историческом и теоретическом музыкознании стало центральным в заседании первой секции, в ходе которого были рассмотрен диалог музыки И.С. Баха и массовой музыкальной культуры, проведены параллели с исследованиями Б. Асафьева, выявлено влияние теорий Б.Л. Яворского на интерпретацию клавирной музыки XV века и современное вокальное исполнительство. В рамках секции «XX век: на перекрестке эпох и культур» были освещены вопросы духовной музыки, а также мировоззренческие установки исполнителей и музыкантов XX века.

Блестящим завершением дня стала открытая лекция доктора искусствоведения, профессора С.Я. Вартанова о «Вариациях на тему Корелли» С.В. Рахманинова, концепциях творчества композитора, в которых ярко проявились черты пианиста, композитора и великого Мастера.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма