Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша
  • Из истории кафедры теории музыки и композиции. Е.Д. Ершова: к 80-летию со дня рождения»

Из истории кафедры теории музыки и композиции. Е.Д. Ершова: к 80-летию со дня рождения»

6 марта исполняется 80 лет со дня рождения Ершовой Елены Дмитриевны (1942–2001) –– яркой Личности в современной истории Саратовской консерватории. Заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции и долгие годы её заведующая, первый и многолетний проректор по научной работе, Елена Дмитриевна в своей обширной и многовекторной деятельности раскрыла и соединила грани многих своих талантов. Её постоянными спутниками во всех делах и в творчестве были обаяние и сила убеждения, музыкантская тонкость и научная точность.

Судьба отмерила ей обидно малый срок жизни на этой земле, но и сделано было немало. Ведущей сферой научной, творческой и просветительской работы Е.Д. Ершовой выступило современное музыкальное искусство, которое нашло преломление в учебном процессе, в проведении научных конференций, в организации фестивалей и концертов современной музыки. Точкой пересечения всех её проектов по современной музыке стало имя Альфреда Гарриевича Шнитке. В конце 70-х–начале 80-х годов прошлого века, музыкальный Саратов был одним из немногих городов бывшего СССР, где открыто исполняли музыку опального композитора, организовывали творческие встречи с Альфредом Гарриевичем и его братом, поэтом Виктором Гарриевичем. В группу консерваторской поддержки входила и Елена Дмитриевна, уже тогда предчувствующая сопричастность саратовских музыкантов к жизни и творчеству нашего земляка и гения XX века. Так, постепенно, родилась идея создания «Шнитке-Центра» («Das Schnittke-Zentrum»), который был задуман как научная, информационная, культурно-просветительская структура Саратовской консерватории. Открытию «Шнитке-Центра» предшествовали многочисленные консультации Елены Дмитриевны с ведущими музыкантами Саратова, с представителями таких организаций Саратова, как «Союз поддержки немцев за рубежом» («VDA») и «Клуб немецкой культуры» («Freundschaft»). Но самым главным аргументом создания «Центра» стал ответ Альфреда Гарриевича на письмо-обращение группы педагогов консерватории: «Уважаемые господа Ершова, Бренинг, Вартанова и Малышева! С большим удовлетворением и благодарностью прочёл Ваше письмо от 1 марта и план (в приложении). Извините, что отвечаю так поздно –– письмо было прислано по другому адресу и потом только с опозданием передано мне (а я иногда и не в Гамбурге). Никогда ещё не был так взволнован! Прочёл положение –– в целом его план интересен и необходим (удивление вызвало лишь упоминание города, названного именем Маркса). Представляется излишним длительное обоснование причин создания такого центра –– вероятно, было бы достаточно одной фразы. Интересен план в целом –– с возможными дополнениями. Конечно, я согласен! С уважением, Альфред Шнитке. 02.05.93. Гамбург».

письмо.jpg

Главная идея «Шнитке-Центра», связанная с исполнением и изучением музыки Шнитке, обросла дополнительным исследовательским и исполнительским контекстом. Мощь, духовная сила композитора и его музыки отразились во всём, что было связано с его именем. Художественное кредо композитора, воплощённое в идее вобрать в себя всю историю музыки («Чем больше культурных слоёв в музыке, тем она тоньше»), преломилось и в деятельности «Шнитке-Центра». Семинары немецкой классической музыки, конференции по вопросам истории, этнографии католических и лютеранских песнопений, фольклора российских и поволжских немцев, участие в праздниках «Weihnachten» и «Ostern», проводимых «Землячеством немцев Поволжья», организованный (с подачи Елены Дмитриевны) конкурс молодых композиторов имени А.Г. Шнитке –– далеко не полный перечень мероприятий «Шнитке-центра».

Елена Дмитриевна многое сделала для «оживления» архивной истории Саратовской консерватории, подготовив к изданию сборник статей «Из истории Сара­товской консерватории», в который вошли мате­риалы о С.К. Экснере, Л.М. Рудольфе, В.Г. Брандте, Я.Я. и Э.Я. Гаеках, М.И. Султанове, Л.В. Ростроповиче, А.П. Боначиче, Н.М. Цыгановой, В.Е. Куколеве, С.С. Бендицком, М.Ф. Гейлиг, И.А. Тютьманове, А.О. Стахановском, Р.С. Таубе, А.А. Бренинге, Л.Л. Христиансене и многих других му­зыкантах прошлого. Она стала инициатором проведения в 1992 году Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой Б.Л. Яворскому и пятидесятилетию его «баховских» семинаров (состоявшихся в Малом зале Саратовской консерватории в 1942 году), дав, тем самым, толчок к проведению современных ежегодных «Научных чтений памяти Б.Л. Яворского».

Великий русский поэт Марина Цветаева (любимый поэт Елены Дмитриевны) так определяла суть современности: «Быть современным –– творить своё время, а не отражать его». В этих словах –– вся правда о Е.Д. Ершовой, которая никогда и ни в чём не была чужим отражением, творила своё время вместе с коллегами, учениками и друзьями. Такой неповторимо-светлой и творческой Личностью она навсегда останется в наших сердцах.

В настоящее время, кафедра теории музыки и композиции готовит спец. выпуск журнала «Камертон», посвящённый 80-летию со дня рождения Е.Д. Ершовой.

Лилия Вишневская,

доктор искусствоведения, профессор,

зав. кафедрой теории музыки и композиции

(ученица спец. класса Е.Д. Ершовой)


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма