Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости

ГЕЙЛИГ Марианна Федоровна

ГЕЙЛИГ Марианна Федоровна (24.12.1909, Киев – 29.11. 1984, Саратов) – музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель, доц. каф. истории музыки СГК им. Л.В. Собинова. Канд. искусствоведения.

Окончила школу и музыкальное училище при Киевской консерватории. В 1926 поступила в Музыкально-драматический институт им. Н.В. Лысенко, где обучалась на фортепьянном и научно-теоретическом факультетах. В 1934 поступила в Киевскую консерваторию, в 1937 – в аспирантуру. С 1939 – доцент Киевской консерватории, канд. искусствоведения (диссертация «Творчество Н.В. Лысенко»).

В годы Великой Отечественной войны эвакуировалась с семьёй в Омск. С 1943 по 1946 – доцент Уральской, с 1946 по 1949 – Киевской консерваторий, зав. каф. истории музыки, декан теоретико-композиторского факультета. 8 марта 1949 была уволена из Киевской консерватории в ходе кампании по «борьбе с космополитизмом».

С 1950 до конца жизни работа в СГК. До 1960 – доц. каф. истории и теории музыки, с 1960 – проф., зав. каф. истории и теории музыки. В 1950–1970-х в центре её научных интересов были вопросы истории и теории русской оперной классики. Активно сотрудничала с редакциями московских и саратовских газет и журналов, участвовала в работе творческих союзов, являясь членом Художественного Совета театра оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского, членом правления Общества советско-чехословацкой дружбы, членом правления Саратовского отделения Всероссийского театрального общества.

Вела большую творческую работу по организации Саратовского отделения СК РСФСР. В 1956 была избрана ответственным секретарём правления СК. С 1961 по 1968 руководила музыковедческой работой СК. В центральных изданиях опубликованы творческие портреты композиторов Саратова: «М.Н.Симанский» (в книге «Композиторы Российской Федерации»), «Композиторы Саратова» и «У композиторов Саратова» в журнале «Советская музыка» (1957 и 1960).

Созданная Г. музыковедческая школа продолжает активный рост. В консерватории на кафедрах истории и теории музыки работали и работают ученики Г.: проф. Л.Л.Христиансен, Е.Д.Ершова, Е.И Вартанова, А.И.Демченко, Т.И.Егорова, Т.А.Свистуненко, О.И.Кулапина, доц. Н.С.Аршинова и др.

Труды: Некоторые особенности крупной формы в операх Чайковского // Научно-методические записки СГК вып.1.Саратов, СГК, 1957. – С. 5–39; Некоторые особенности крупной формы в сказочных операх Н.А.Римского-Корсакова // Научно-методические записки СГК: Вып.2. - Саратов,1959. – С.168–217; Особенности формы в операх Мусоргского // Научно-методические записки СГК: Вып. 3. – Саратов: Изд. СГУ, 1959. – С. 3–58; Традиции классической формы в советской опере // Научно-методические записки СГК: Вып.4. – Саратов, 1961. – С. 53–85; Михаил Симанский // Композиторы Российской федерации: Вып.1 М.: Сов. Композитор, 1981. – С.277–298; Форма в русской классической опере: принципы построения крупных разделов. – М.: Музыка, 1968. – 116 с.; Очерки по методике преподавания музыкальной литературы. М.; Музыка, 1966. – 29 с. Композиторы Саратова // Сов. Музыка, 1957. - № 4. – С. 168; У композиторов Саратова // Сов. музыка. – 1960. – № 7. – С.169–170; Андрей Эшпай. Вторая симфония «Хвала свету» // Сов. симфонии за 50 лет. – Л.: Музыка, 1967. – С. 522–527; Некоторые особенности драматургии «Каменного гостя Даргомыжского // Вопросы оперной драматургии. – М.: Музыка, 1975. – С. 145–168; К вопросу о методике целостного анализа оперы // Вопросы музыкознания: Ежегодник: Вып. 2. – М., 1955. – С.185–200; О строении опер Глинки // Вопросы музыкознания: Сб. ст.: Т. 3. – С. 437–458; Традиции классической формы в Саратовской опере // Научно-методические записки СГК: Вып. 4. – Саратов, 1961. – С. 53–85; Звучит над Волгой музыка [Соавтор – Б.Г.Манжора] // Волга. – 1966. – № 9. – С. 155–159; Его образы запомнились [О творчестве солиста Саратовской оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского Ю. Попова] // Сов. музыка. – 1967. – № 5. – С. 56–58; Ольга Бардина [О творчестве солистки Саратовской оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского] // Сов. Музыка. – 1970. – № 3. – С. 148–149; Александра Рудес [О творчестве солистки Саратовской оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского] // Сов. музыка. – 1972. – № 3. – С. 154; Стимулировать творческую энергию: ( О пленуме Сарат. композит. организации) // Сов. музыка. – 1972. – № 8. – С. 38–43; Пианисты с Волги // Сов. музыка. – 1974. – № 5. – С. 101–103: «Платочек» (Венгерский балет на сцене Сарат. Театра) // Сов. музыка. – 1956. – № 10. – С. 116; «Крылатый холоп» ( Новая опера в Саратовском театре оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского). // Сов. музыка. – 1956. – С. 103–106; Учебник всеобщей истории музыки (Рец. на кн. Р. Грубера «Всеобщая история музыки») // Сов. музыка. – 1957. – № 10. – С. 101–106; Для вас, студенты: (Рецензия на учебник В. Левика «История зарубежной музыки» // Сов. музыка. – 1963. – № 5. – С. 142–144; Реплика В. Протопопову (По поводу предложенного им муз. Термина) // Сов. музыка. – 1964. – № 6. – С. 31–33; Премьеры юбилейного года // Сов. музыка. – 1976. – № 11. – С. 107–112; Обращение к словацкой классике (Опера Э. Сухоня «Водоворот» на сцене акад. Театра оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского). // Коммунист. – 1980. – 23 янв.; «Лоэнгрин» на Саратовской сцене // Муз. Жизнь. – 1980. – № 3. – С. 10; Ведущие певцы Саратовской оперы // Сов. музыка. – 1980. – № 10. – С. 39–44.

Рукописи (из архива Саратовской консерватории): О строении массовых кульминационных сцен в зарубежной опере 19 века. – Саратов, 1972; Романтизм в музыке: Методическая разработка для студентов-музыковедов. – Саратов, 1964; Ганслик и гансликанство: Методическая работа. – Саратов, 1965; Музыка стран народной демократии: Учебное пособие. – Саратов, 1960-е годы; Первая симфония В.Овчинникова (Аннотация). – Саратов, 1960-е годы; Экспрессионизм (Методическая разработка). – Саратов, 1960-е годы.

Лит.: Бернандт Г.Б., Ямпольский И.М. Советские композиторы и музыковеды: Справочник: В 3-х т.: Т. 1. – М.: Сов. Композитор, 1978. – С. 155; Композиторы и музыковеды Саратова: Биобиблиографический справочник / Составит. Л.А. Вишневская // Саратов: Приволжское книжное издательство, 1982. – С. 28–30; Манжора Б.Г. Композиторы и музыковеды Саратова. – Саратов: Приволжское книжное изд. – С. 27–31.; Егорова Т.И. Эпоха М. Гейлиг // Из истории Саратовской консерватории. – Саратов: РИО СГК, 2004; Марианна Гейлиг // Композиторы и музыковеды Саратова: Сб. ст. – М. – Изд. «Композитор», 2008. – С. 75–86.

Т.И. Егорова

 


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма