Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Кафедра оркестровых струнных инструментов


  • История кафедры

    Для судьбы профессиональной струнно-смычковой школы Саратова характерна преемственность музыкально-педагогических школ. Живыми носителями традиций Петербурга, Праги, Москвы были работавшие на кафедре в разные годы Я.Я. Гаек, В.В. Зайц, С.М. Козолупов, Л.В. Ростропович, Н.Э. Цеделер, В.К. Бездельев, И.С. Делиникайтес, Л.В. Зайц, Н.А. Гольденберг, К.И. Бабаев, Н.Н. Токина. История исполнительской школы, существовавшей и развивавшейся на кафедре оркестровых струнных инструментов, определяется периодами, границы которых объясняются сменой поколений педагогов.

    Начальный период ассоциируется с рядом замечательных имён. Это выпускник Пражской музыкальной академии, солист Пражского филармонического общества, брат Э.Я. Гаека — скрипач Я.Я. Гаек, проработавший в консерватории с 1912 по 1919 гг. Среди его учеников такие известные музыканты, как заслуженный артист РФ, профессор Я.И. Рабинович, лауреат Государственной премии СССР, Народный артист СССР, профессор Д.М. Цыганов. Первому поколению принадлежит имя выпускника Петербургской консерватории (класс скрипки Иоаннеса Налбандиана, ассистента Леопольда Ауэра), изучавшего школу Шевчика в Праге, В.В. Зайца (отдавшего консерватории около 50 лет). В число его многочисленных выпускников входили и будущие педагоги кафедры струнных инструментов: доцент Л.В. Зайц и профессор К.И. Бабаев.

    Основателем класса виолончели стал ученик А.В. Вержбиловича и И.И. Зейферта, С.М. Козолупов (Народный артист РСФСР, доктор искусствоведения, один из создателей отечественной виолончельной школы). В его классе учился Н.Э. Цеделер, который начал педагогическую работу в Саратовской консерватории в 1919 г., преподавал класс виолончели и камерного ансамбля, заведовал оркестровой кафедрой. С 1964 г. школа С.М. Козолупова на кафедре была представлена его выпускником, заслуженным артистом, заслуженным деятелем РФ, профессором Л.В. Ивановым, с 1976 г. — учеником Л.В. Иванова, доцентом А.В. Соломатиным (до 2015 г.), в настоящее время — доцентом А.Г. Юдиной, преподавателями Д.С. Тупицыным (2020 г.) и А.В. Грачевой (2021 г.).

    Выпускником драматического училища Московского филармонического общества по классу контрабаса С.А. Кусевицкого был И.И. Шулячук (работал в консерватории со дня её открытия до 1922 г.). Его ученик В.К. Бездельев стал первым из контрабасистов Советского Союза кандидатом искусствоведения. Среди плеяды музыкантов, воспитанных профессором В.С. Бездельевым его преемники: С.И. Хворостухин, работавший в консерватории с 1970 по 1996 гг., В.Т. Резников (1996—2013 гг.), а с 2013 по настоящее время — доцент Д.Ю. Чернышевский.

    Характеризуя довоенный период, следует отметить деятельность выпускника Московской консерватории В.Д. Баллода, направленного в Саратовскую консерваторию в качестве исполняющего обязанности директора (1935—1937 гг.), а также приглашённого в 1935 г. на должность заместителя директора и заведующего оркестровой кафедрой Саратовской консерватории, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской консерватории Б.А. Струве.

    В 1936 г. на кафедре был организован класс арфы, инициатором и организатором которого был А.К. Даргевич, проработавший с 1.09.1936 г. по 15.08.1939 г.

    В 1941 г. в Саратов была эвакуирована Московская консерватория. С 1941 по 1943 гг. на кафедре струнных инструментов работали: один из создателей отечественной скрипичной школы, профессор Л.М. Цейтлин, профессор М.И. Ямпольский, бывший воспитанник Саратовской консерватории, профессор Я.И. Рабинович, будущие профессора Московской консерватории Ю.И. Янкелевич и Б.В. Беленький. Саратовские профессора и студенты получили возможность присутствовать на уроках музыкальной элиты и даже совместно музицировать. Так, студенческим симфоническим оркестром руководили профессора Г.А. Столяров и Л.М. Гинзбург, концертмейстером был Л.М. Цейтлин, его помощником В.В. Зайц. В репертуар оркестра входили произведения Бородина, Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Шостаковича. Совместно с профессорами студенты исполняли и камерные произведения (в том числе Квинтет Шостаковича в исполнении профессора А.Л. Иохелеса, студентов Л. Фейгина, Н. Гольденберга, И. Делиникайтиса, Я. Слободкина), играли в ансамбле скрипачей под руководством Л.М. Цейтлина.

    Следующий период связан с приходом на кафедру Л.В. Зайц (с 1943 по 1998 гг.), Н.А. Гольденберга (с 1950 по 1989 гг.), К.И. Бабаева (с 1955 по 1975 гг.), А.М. Мандель (с 1959 по 1966 гг.), Н.Н. Токиной-Никоновой (с 1961 по 1988 гг.), И.С. Делиникайтиса (с 1957 по 1964 гг.), С.В. Суминой (с 1968 по 1977 гг.).

    Л.В. Зайц получила прекрасную школу под руководством своего отца, профессора В.В. Зайца; совершенствовалась в классе К.Г. Мостраса. Отличная скрипачка, солистка Саратовской филармонии, концертмейстер симфонического оркестра, выступала с камерным репертуаром. Среди её многочисленных учеников — представители кафедры оркестровых струнных инструментов СГК имени Л.В. Собинова: кандидат искусствоведения, доцент Н.Н. Токина, профессор А.Б. Григорьев (с 1975 г.), а также его выпускники — профессор, заслуженный артист России Э.Л. Гавриленков (с 1991 г.), старший преподаватель А.В. Шевцова (с 2016 г.).

    Н.Н. Токина (8.12.1925—18.12.1988) внесла значительный вклад в развитие истории и теории смычкового исполнительства. В своей кандидатской диссертации (1978 г.) она впервые разработала научные обоснования типологии музыкантов-исполнителей, дала исторический обзор развития теоретических воззрений в области смычкового исполнительства.

    Скрипичная школа Н.А. Гольденберга (18.09.1917—13.12.1990) формировалась под руководством выдающихся музыкантов ХХ века — Л.М. Цейтлина, А.И. Ямпольского, Д.Ф. Ойстраха. Определённое влияние на его становление оказало и творческое общение с дирижёрами, солистами, композиторами, выступавшими с Государственным симфоническим оркестром СССР, в котором Гольденберг работал в студенческие годы.

    С 1959 г. на кафедре оркестровых струнных инструментов СГК в разное время работали и продолжают работать выпускники Н.А. Гольденберга: заслуженный работник культуры Л.А. Соколова (с 1959 по 1962 гг.), доценты Т.Я. Сандлер (с 1965 по 1989 гг.), Э.Н. Козлова (с 1969 гг.), заслуженный артист РФ, доцент В.И. Витман (с 1975 по 1991 гг.), доцент Т.В. Быкова (с 1975 по 2019 гг.), заслуженный работник культуры, профессор А.Н. Гольденберг (с 1978 по 1984 гг.; с 1989 г.), заслуженный артист РФ, профессор В.В. Шувалов (с 1989 по 2003 гг.), заслуженный артист РФ, доцент А.Г. Маркина (с 1994 по 2016 гг.), Народный артист РФ, профессор Г.М. Кузьмин (с 1989 гг.); а также выпускники его выпускников: Т.А. Авазова (с 2001 по 2018 гг.), А.Р. Мамедов (с 2010 по 2011 гг.), М.А. Бадалян (с 2011 г.).

    С 1991 по 2018 гг. работал на кафедре доцент М.В. Миндлин; с 2013 по 2021 гг.   — профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный артист России С.И. Нестеров; с 2018 г. преподаёт (в должности доцента) Рю Хи Юн.

    Кафедра бережно сохраняет передающиеся из рук в руки лучшие традиции отечественной школы. Наши воспитанники работают во многих городах России, в том числе в лучших коллективах Санкт-Петербурга и Москвы, в странах СНГ, в США, Бельгии, Германии, Голландии, Канаде, Китае, Мальте и др.

    Студенты выступают и побеждают на всероссийских и международных конкурсах, как в сольных номинациях, так и в составе струнного квартета. Пройдя конкурсный отбор, они участвуют в работе молодёжных оркестров Поволжья, стран СНГ под управлением А.А. Левина, Ю.И. Симонова, В.Т. Спивакова, музицируют на фестивалях симфонических оркестров мира, «Классика над Волгой».

    Более 30 лет на кафедре существует студенческий Камерный оркестр (до 2018 г. под руководством доцента Т.В. Быковой, в настоящее время руководитель Т.В. Абсалутинов).

    Ежегодно с 1998 г. на «Camerata violini» в Большом зале консерватории кафедра вместе со скрипичным семейством Саратова и Энгельса отмечает день рождения Д.Ф. Ойстраха и Международный день музыки. Стали традиционными фестивали памяти В.А. Берлинского, фестиваль «Творческое наследие», Открытый смотр-конкурс «Сольное исполнительство на струнных инструментах (скрипка, альт, виолончель, контрабас)».

    Своё 25-летие отметил Конкурс скрипачей имени Н.А. Гольденберга, получивший в 2013 г. статус Всероссийского. Конкурс проходит один раз в три года. Его обширная география включает музыкантов из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

    Многолетнюю, серьёзную работу ведёт студенческий симфонический оркестр, который вместе с другими коллективами вуза музицирует в лучших залах страны.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма

События на кафедрах Саратовской Консерватории