Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Кафедра народных инструментов


  • Заведующий кафедрой

    Лебедев Александр Евгеньевич

    VI Всероссийский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого

    III Всероссийский конкурс по композиции и инструментовке для оркестра русских народных инструментов

    VII межрегиональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах в рамках фестиваля «На родине Паницкого»



    История кафедры

    История кафедры народных инструментов Саратовской консерватории берет свое начало в 1956 году, когда был осуществлен первый набор студентов в класс баяна. Первыми преподавателями были П.В. Ткачев, А.В. Рыбалкин, В.П. Плетнев. Продолжателями образовательных традиций стали выпускники 1961 года, участники первого набора: Б.И. Скворцов, В.П. Ломако, В.Н. Дудкин, В.Г. Белоусов.

    Заведовали кафедрой Б.И. Скворцов (1961–1972), В.П. Ломако (1972–1976, 2010–2014), В.Н. Дудкин (1976–1978), В.Б. Кукушкин (1978–1996), В.В. Фильчев (1996–2010), В.Ю. Бондаренко (2014–2017), А.Е. Лебедев (с 2017 г.). В разные годы класс баяна вели В.А. Болдырев, А.И. Сенин, В.М. Галактионов, В.В. Фильчев, Н.А. Кислицын. В настоящее время преподавателями по классу баяна являются В.В. Грачев, В.Д. Карташов, В.Ю. Бондаренко, А.Е. Лебедев. Класс аккордеона ведет Б.А. Арон.

    В 1967 году на кафедре народных инструментов был открыт класс домры. Первыми преподавателями были В.С. Дубчак, Б.Г. Мачин. В настоящее время класс домры ведут А.В. Дормидонтов, Т.В. Грачева, Е.С. Лопатова. Класс балалайки был создан в 1969 году. В числе первых педагогов – Н.В. Жорняк, В.С. Дубчак, В.В. Антипенко. С 1977 по 2010 годы класс балалайки вел В.Б. Кукушкин. В настоящее время студенты-балалаечники занимаются под руководством В.И. Егорова.

    Оркестром русских народных инструментов в разные годы руководили А.Ф. Громов, В.Б. Кукушкин, Д.И. Варламов, В.И. Егоров. С 2017 года художественным руководителем коллектива является К.В. Ершов. Постоянно действующим коллективом является ансамбль русских народных инструментов «Лель» (худ. рук. – В.И. Егоров).

    Важнейшая роль в становлении и развитии кафедры народных инструментов Саратовской консерватории принадлежит В.П. Ломако. Сменив Б.И. Скворцова на посту заведующего кафедрой, а затем перейдя на должность проректора и ректора консерватории, Валерий Петрович много сделал для укрепления кадрового состава кафедры, ее обновления. По инициативе В.П. Ломако в Саратове начиная с 1973 года на регулярной основе стали проводиться региональные конкурсы, посвященные творчеству И.Я. Паницкого. Конкурсы стали той творческой площадкой, на которой происходило общение музыкантов из разных городов, шел обмен опытом, оттачивалось исполнительское мастерство студентов и преподавателей.

    Заметное место в истории кафедры принадлежит Н.В. Грибкову. Авторитетный баянист, педагог, фронтовик, человек необычайно настойчивый и волевой Н.В. Грибков работал на кафедре с момента ее основания, совмещая работу в консерватории с преподавательской деятельностью в музыкальном училище и детской музыкальной школе.

    В настоящее время на кафедре ведется активная творческая и концертная работа, продолжается традиция проведения конкурсов имени И.Я. Паницкого. В 1995 году конкурс получает всероссийский статус, а с 2011 года проходит каждые три года. В рамках проводимого кафедрой Всероссийского фестиваля народно-инструментального искусства «На родине Паницкого» ежегодного проходят концерты известных российских музыкантов, преподавателей кафедры, юных музыкантов Саратова и Саратовской области. Студенты и преподаватели кафедры принимают активное участие в творческих проектах Саратовской консерватории, среди которых «Студенческая филармония», «Новое поколение+» и других.

    В 2020–2021 годах в рамках Национального проекта «Культура» кафедрой реализованы программы повышения квалификации работников сферы культуры и искусства, состоялась серия выездных концертов и мастер-классов, издан ряд учебно-методических пособий, хрестоматий, нотных сборников, прошли вебинары и круглые столы по актуальным вопросам подготовки исполнителей на народных инструментах.

    Страница памяти

    Иван Яковлевич Паницкий (1906-1990)
    Заслуженный артист РСФСР
    Галактионов Владимир Михайлович (1949-2001)
    Профессор, кандидат искусствоведения
    Грибков Николай Васильевич (1923-2011)
    Профессор, Заслуженный работник культуры РФ. Работал на кафедре с 1959 по 2008 год.
    Кукушкин Виктор Борисович (1938-2010)
    Профессор, дирижер и художественный руководитель оркестра русских народных инструментов. Работал на кафедре с 1977 по 2010 год. В 1981-1996 годах заведующий кафедрой.
    Скворцов Борис Иванович Профессор. Первый заведующий кафедрой (1961-1972 годы)

     

  • Выпускники кафедры

    ВЯЧЕСЛАВ БОНДАРЕНКО


     

    Вячеслав Бондаренко - молодой, но уже достаточно известный музыкант, представитель нового поколения саратовских баянистов.

    Во время учебы в Саратовском областном училище искусств Вячеслав дважды становился лауреатом региональных конкурсов (гг. Волгоград, Камышин), а также дипломантом международного конкурса «Петро-Павловские ассамблеи» в Санкт-Петербурге (2001 г.).

    Обучению в Саратовской консерватории также сопутствовали успехи на различных конкурсах: «Сурская весна» (г. Пенза, 2004 г., Гран-при), международный конкурс, посвященный 50-летию победы в ВОВ (г. Ржев, 2005 г., III премия в составе дуэта с С. Суняйкиным), международный конкурс, посвященный 100-летию со дня рождения И.Я. Паницкого (г. Тольятти, 2005 г., I премия). Все это время творческим наставником и педагогом Вячеслава неизменно оставался Н.В. Грибков.

    Период совершенствования в аспирантуре (класс профессора В.В. Грачева) ознаменовался победами на XXV международном конкурсе «Citta di Castelfidardo» (г. Кастельфидардо, Италия, 2010 г., I премия), XI международном конкурсе «Премия города Ланчиано» (г. Ланчиано, Италия, 2010 г., I премия), II всероссийском открытом конкурсе имени И.Я. Паницкого (г. Саратов, 2011 г., Гран-При), VII международном конкурсе "Accoholiday" (г.Киев, Украина, 2012 г., I премия)
    Будучи студентом IV курса консерватории Вячеслав становится солистом Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке. С 2008 года работает преподавателем кафедры народных инструментов.

    Наиболее близок В. Бондаренко романтический репертуар. Именно в нем лучше всего проявляются грани его таланта: экспрессия, непосредственность чувств, возвышенная патетика и проникновенный лиризм. В подобных произведениях исполнитель демонстрирует необычайную виртуозность, блестящую аккордовую технику, филигранность фигурационной фактуры, бравурность и орнаментальное богатство. Вместе с тем, стремление к точности, логической выстроенности позволяет баянисту достигать необычайной цельности музыкальной драматургии, высокого качества в отделке деталей, многоплановости тембровой палитры. Все это, равно как и удивительная концертная стабильность, позволяют утверждать, что перед нами - подлинный мастер баяна.

    Приверженность романтической традиции обусловила обращение исполнителя к произведениям русской классики, которые в репертуаре баяниста занимают центральное место. В исполнении фортепианных миниатюр П. Чайковского особенно ярко проявляется необычайное богатство кантилены, характерная славянская задушевность и теплота. Естественным продолжением этой линии стало появление в репертуаре баяниста «Картин русских живописцев» И. Шамо, Русской сюиты Г. Шендерева, произведений В. Семенова. В этой музыке исполнитель удивительно точно передает оркестровое звучание баяна, проявляет мастерство тембровых «подсветок», гибкость меховедения. В исполнении оригинальных сочинений чувствуется глубокое понимание баянной фактуры, умение пользоваться средствами баянной стереофоники и звукоизобразительными ресурсами инструмента.

    Особое место в репертуаре баяниста занимают произведения И.Я. Паницкого. В орнаментальном плетении «Ноченька», «Среди долины ровныя», «Вальс о вальсе» проступает живая манера легендарного саратовского баяниста со свойственной ей трепетностью и теплотой.

    О своей исполнительской работе Вячеслав Бондаренко говорит: «Основная цель моей деятельности - популяризация академического исполнительства на баяне и лучших традиций русской исполнительской школы».

     

    Кандидат искусствоведения, доцент

    Лебедев А.Е.
    АЛЛА КАЦ



    Профессор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, заслуженный работник культуры РФ, известный педагог и видный музыкальный деятель Алла Михайловна Кац создала известную во всем мире самарскую баянную школу. Её ученики побеждают на всероссийских и международных конкурсах. Но к этим сверкающим вершинам славы вел долгий путь. Вся жизнь Аллы Михайловны - это любовь к музыке, баяну, педагогике, ученикам, людям, к самой жизни. К ней тянутся, ученики её просто боготворят. И действительно, встретить на своем пути такого педагога и наставника - настоящая удача.

    Алла Михайловна Кац работает в Самаре с 1966 года. Сегодня она возглавляет кафедру музыкальных инструментов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, профессор, заслуженный работник культуры РФ.

    После училища отработала два года в музыкальной школе в Темрюке, купила концертный баян и поступила в Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова. Занималась в классе Валерия Петровича Ломако. Он заряжал энергией, эрудицией, умением, трудолюбием. И сегодня их связывает давняя творческая и человеческая дружба.

    В копилке Аллы Михайловны свыше 90 лауреатских дипломов, которые завоевали её ученики на международных конкурсах и фестивалях. Имена многих из них уже стали для Самары легендами: Сергей Войтенко, Дмитрий Храмков, Михаил Русаков, Александр Туболец, Кирилл Мальков, Сергей Адайкин, Николай Сафин.

    АЛЕКСАНДР КАЧАЕВ



    Выпускник Саратовской консерватории Александр Михайлович Качаев (класс профессора В.М. Галактионова), уехал работать в далекий Архангельск в оркестр Государственного академического Северного русского народного хора. В качестве солиста-баяниста ведет большую концертную деятельность. Участвовал в ряде международных музыкальных форумов и концертных турах в Италии, Норвегии, Сирии, Финляндии, Франции, Швеции.

    С 1995 г. Александр Качаев - главный дирижер оркестра Северного хора. Большая работоспособность, богатый сценический опыт, глубокое знание методики работы с народным оркестром позволили ему достичь высокого профессионального уровня в исполнительском искусстве коллектива. Под руководством А.М. Качаева коллектив оркестра участвовал в Московском Пасхальном фестивале 2004-2011 гг., в фестивале национальной культуры России «Созвездие России» (г. Рим, 2011 г.). В рамках фестивалей и конкурсов проводит мастер-классы в школах искусств Архангельской области, а также по приглашению музыкантов и педагогов - в Финляндии и Швеции, оказывает методическую помощь руководителям оркестров и ансамблей народных инструментов Архангельской области.

    За многогранную творческую, педагогическую и общественную деятельность А.М. Качаев неоднократно награждался Почетными грамотами комитета по культуре Администрации Архангельской области, за вклад в культуру Лапландии награжден медалью Правительства Лапландии (Финляндия) «ProArteLapponitae». В январе 1999 года главному дирижеру Государственного академического Северного русского народного хора А.М. Качаеву Указом Президиума РФ присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации» за заслуги в области искусства. В марте 2006 года за выдающиеся заслуги в деле возрождения Отечества Александр Михайлович удостоен Международного ордена «Крылатого льва»; в декабре 2006 за заслуги в области культуры, многолетнюю плодотворную деятельность он награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

    Вспоминая годы учебы в Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова, Александр Михайлович с особой теплотой говорит о своем преподавателе: «Всем, что я умею, всем лучшим, что у меня есть, я обязан профессору Владимиру Михайловичу Галактионову».

     

    При подготовке статьи использованы материалы сайта www.sevhor.ru
    ЕВГЕНИЙ КОЛТУНОВ



    Колтунов Евгений Евгеньевич - музыкант, баянист, выпускник Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова 2004 года (класс профессора В.В. Грачёва). Ныне - директор департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа (территория значительно превышает размеры Франции).
     Годы обучения в консерватории отмечены победами на крупных музыкальных форумах. В 2003 году в составе трио баянистов (класс ансамбля профессора В.Д. Карташова) получает 2 место на международном конкурсе-фестивале «Играй, баян» в Ржеве, в 2004 году становится обладателем высшей награды, Кубка Южного Урала, в Оренбурге.
    С 2004 по 2006 год Е. Колтунов - преподаватель по классу баяна и заместитель директора в родной Тарко-Салинской детской школе искусств. В этот период в составе ансамбля народных инструментов «Калинка» он становится обладателем I места на окружном фестивале славянской культуры «Мы - славяне, мы - едины!».
    В 2006 году Е. Колтунов возглавил управление культуры Пуровского района, в 2009 году - управление культуры администрации Тюмени, 29 марта 2010 года вступил в должность директора департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа.
    Опыт музыканта, педагога детской школы искусств, руководителя муниципальной службы Е. Колтунов успешно использует в государственной деятельности при реализации крупных культурных проектов. 
    АНАТОЛИЙ СЕНИН



    "ВОСХОЖДЕНИЕ

    путь к мастерству"

     
    В минувшем месяце на Международном конкурсе аккордеонистов, в котором участвовали музыканты из 18 стран, большого успеха добились советские исполнители - Валерий Петров и Анатолий Сенин. Ниже рассказывается о пути саратовца А. Сенина к большому мастерству.

    Появление Анатолия Сенина в Саратовской консерватории имени Л.В. Собинова среди абитуриентов 1965 года было заметным. Он сразу же обратил на себя внимание добротной специальной подготовкой, отличными исполнительскими данными и... хорошей физической закалкой. В классе исполняющего  обязанности доцента Валерия Петровича Ломако первокурснику все было интересно. С первых шагов стало ясно, что приобретенные раньше знания и навыки требовали уточнения, расширения и шлифовки. Предстояло освоить в короткий срок ряд труднейших элементов исполнительской техники правой руки с применением большого пальца, что расширяло виртуозные возможности музыканта.

    Окончен первый курс. Упорный труд позволил освоить многие исполнительские приемы, казавшиеся ранее неприступными. Чуткий и проницательный наставник, педагог по специальности, сам интересный музыкант, Валерий Петрович очень точно и эффективно, вел работу по формированию и развитию исполнительского таланта Анатолия.

    Затем была поставлена очередная задача - переход на освоение нового современного готово-выборного многотембрового инструмента.

    Совершенствование своего мастерства А. Сенин сочетал с регулярными выступлениями перед любителями музыки. Вот он играет фортепьянный цикл М. Мусоргского «Картинки с выставки». Параллельно с этим отрабатывает труднейшие этюды Ф. Листа «Кампанелла», «Хоровод гномов», «Охота». Переделывается, как бы заново осваивается ранее выученная «Чакона» И.С. Баха, заканчивается отделка «Баллады» Ф. Шопена.

    Росла виртуозность. Анатолий Сенин попробовал свои силы во всесоюзном отборе к международным конкурсам в Клингентале (ГДР) и Лейчестере (Англия). Среди лучших музыкантов нашей страны было непросто стать первым. Анатолий вошел тогда в шестерку лучших. Но право участия получили лишь пять исполнителей.

    Не зная преград в труде, Сенин шаг за шагом брал новые высоты в творчестве. Порыв и энергия нарастали. Его девиз: работа, работа, работа. Он знал, что ровно через год будут новые Всесоюзные отборочные соревнования для участия в международном конкурсе аккордеонистов, что для этого нужен скачок, переход в новое качество. Сенин неустанно совершенствовал технику, укреплял волю к победе, развивал чувство жизни, поэзии. Все подчинил одной цели - подготовке новой программы к отбору на конкурс.

    Немногие свободные часы Анатолий проводил в плавательном бассейне. Он помнил слова преподавателя физкультуры о том, что ни один вид спорта так не способствует обновлению и укреплению организма, как плавание. Он горячо полюбил водный спорт и вскоре к кандидатскому разряду по настольному теннису прибавил разряд по плаванию.

    Отборочной этап Анатолий прошел блестяще, опередив всех, в том числе и многих исполнителей с опытом международных выступлений.

    И вот Нью-Йорк. Зал отеля «Коммадор». В непривычных условиях сильнейшего ажиотажа, рекламного бума и нервного напряжения, без акклиматизации и достаточного отдыха А. Сенин по воле жребия (№ 1) открывал конкурс. Ободряюще действовали спокойные, добрые и деловые наставления руководителя советской делегации профессора Николая Яковлевича Чайкина.

    Следующие затем два тура вывели А. Сенина в лидирующее трио. Заключительный, четвертый тур - тур лауреатов - проходил в большом концертном зале на Парк-авеню. В тройку сильнейших вошел советский дуэт и американка - студентка Миссурийской консерватории.

    После непродолжительного совещания жюри объявило: «Валерий Петров - Советский Союз - первая премия, Анатолий Сенин - Советский Союз и Пам Баркер - США - вторая премия». После конкурса - выступления с концертами в советском посольстве в Вашингтоне и в здании Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк) для советских дипломатических работников, гостей.

    Молодцы наши ребята! Они внесли достойный вклад в копилку достижений советского искусства.

    Б. СКВОРЦОВ,

    Первый заведующий кафедрой народных инструментов,

    профессор

     ЮРИЙ ХАНЖОВ



     Ханжов Юрий Геннадьевич - профессор, заслуженный деятель искусств Дагестана, лауреат Премии правительства РФ в области культуры за 2009 год, заслуженный деятель и почётный член Всероссийского Музыкального Общества, член президиума правления и председатель творческой комиссии по народной музыке и фольклору Республиканского Дома народного творчества Министерства культуры Дагестана.

    Выпускник кафедры народных инструментов Саратовской государственной консерватории (класс Н.А. Кислицына, 1985 г.).

    С 1985 г. работает в Дагестанском государственном педагогическом университете, является профессором этого университета. За долгое время работы на кафедре музыкальных инструментов подготовил большое количество выпускников. Среди них - лауреаты всесоюзных, всероссийских и республиканских конкурсов и фестивалей исполнителей на народных музыкальных инструментах. С 1999 г. является заведующим кафедрой музыкальных инструментов ДГПУ.

    По инициативе Юрия Геннадьевича были проведены Международные фестивали фольклора и Всероссийские открытые конкурсы исполнителей на народных инструментах. Помимо педагогической и научной работы Ханжов Ю.Г. ведет большую концертно-исполнительскую деятельность. На протяжении 25 лет является художественным руководителем народного хора русской песни «Волна», детского фольклорного ансамбля «Лукоморье». Гастролировал в Москве, Волгограде, Астрахани, Ставрополе и других городах России. Ханжов Ю.Г. имеет многочисленные фондовые записи на российском и дагестанском радио и телевидении. Он автор ряда телевизионных передач по народному творчеству и фольклору.
  • А.Е. Лебедев

    ИЗ ИСТОРИИ ПРОВЕДЕНИЯ В САРАТОВЕ КОНКУРСОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТВОРЧЕСТВУ И.Я. ПАНИЦКОГО

    Имя Ивана Яковлевича Паницкого хорошо знакомо любому, кто хоть раз соприкоснулся с баяном, познакомился с баянной музыкой. Было время когда имя Паницкого буквально не сходило с концертных афиш, его записи постоянно звучали из радиоприемников, на концерты исполнителя собирались полные залы слушателей. Долгие десятилетия был одним из тех, кто формировал художественную культуру нашего народа, был «властителем душ» для многих наших соотечественников. Самостоятельно освоив сначала гармонику, а затем и баян, Паницкий сумел достичь таких профессиональных результатов, которых нечасто достигают профессионально обучающиеся музыканты.

    Традиция проведения конкурсов, посвященных творчеству И.Я. Паницкого, берет свое начало в 1973 году, когда по инициативе кафедры народных инструментов Саратовской консерватории состоялся первый конкурс студентов музыкальных вузов Поволжья[1]. Поначалу это были конкурсы исключительно баянистов, но со временем к участию были приглашены и исполнители на струнных народных инструментах. Конкурсы И.Я. Паницкого проходили каждые два года и стали той творческой площадкой, на которой происходило общение музыкантов из разных городов, шел обмен опытом, оттачивалось исполнительское мастерство студентов и преподавателей. Председателем жюри на первом и последующих конкурсах неизменно был заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Николай Яковлевич Чайкин.

    Традиция проведения конкурсов продолжилась в 1995 году, когда конкурс получает всероссийский статус. Учредителями Первого всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого стали Министерство культуры Российской Федерации и Министерство культуры Саратовской области. Организаторы – Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова и Саратовский областной учебно-методический центр. В состав жюри конкурса вошли известные музыканты России: лауреат международного конкурса, преподаватель РАМ имени Гнесиных Ю. Сидоров, лауреат международного конкурса, профессор Нижегородской консерватории В. Голубничий, профессор Петразоводской консерватории Ю. Соловьев, профессор Уральской консерватории Ш. Амиров, известные саратовские исполнители –заслуженный артист России В. Фильчев, профессора В. Ломако, В. Кукушкин, Т. Варламова.

    Лауреатами первого Всероссийского конкурса имени И.Я. Паницкого стали А. Артемьев (1 премия, Москва), М. Чернов (2 премия, Москва), М. Бурлаков (3 премия, Кузнецк), А. Шапошников (3 премия, Владимир), М. Зевахин (3 премия, Димитровград). Приз за лучшее исполнение произведения И.Я. Паницкого получил М. Бурлаков.

    С 2011 года конкурс вновь начинает проводиться на регулярной основе. Второй всероссийский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого прошел в Саратове с 11 по 16 мая 2011 года. Жюри Второго всероссийского конкурса имени И.Я. Паницкого возглавили народные артисты России, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Ф.Р. Липс (номинация «баян, аккордеон») и А.А. Цыганков (номинация «домра, балалайка»). В состав жюри конкурса вошли известные музыканты: профессор Национальной академии музыки Украины им. П.И. Чайковского, народный артист Украины В.В. Бесфамильнов, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, народный артист РФ А.С. Данилов, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, заслуженный артист РФ О.М. Шаров, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, народный артист РФ В.П. Круглов, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, заслуженный работник высшей школы РФ Л.В. Варавина, профессор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, заслуженный работник культуры РФ А.М. Кац, профессора Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова В.П. Ломако, В.И. Егоров, А.В. Дормидонтов.

    Второй открытый всероссийский конкурс прошел в преддверии столетнего юбилея консерватории. В публичных конкурсных прослушиваниях приняли участие сто сорок восемь конкурсантов из Саратова и Саратовской области, а также из Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, республики Башкортостан, Волгограда, Казани, Нижнего Новгорода, Оренбургской области, Пензы, Владимирской области, Тамбова, Таганрога, Самары, Нижнего Новгорода, Саранска и других городов. Конкурс проводился по четырем возрастным категориям в каждой номинации.

    Из числа участников младших возрастных категория обратили на себя внимание Катаева Надежда (лауреат I степени, ССМШ при Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, кл. преп. Шишкиной Г.П.) и Евстратов Кирилл (диплом лауреата II степени, ЦДМШ г.Саратова, кл. преп. Дормидонтова А.В.).

    В числе победителей конкурса в старшей возрастной категории оказались музыканты из Москвы (Владимир Дунаев, балалайка – 1 премия; Баталов Редик, баян, – 1 премия; Климов Алексей – 2 премия), Санкт-Петербурга (Никитина Алевтина – 1 премия), Саратова (Новикова Анна – 3 премия). Однако настоящим открытием конкурса стало выступление представителя Саратовской консерватории Вячеслава Бондаренко (баян), которому жюри единогласно присудило главный приз конкурса Гран-при.

    Творческой школой «Мастер-класс» (руководитель – А.А. Петросян) при поддержке Банковской группы «Зенит» были учреждены специальные призы, среди которых – сертификаты, гарантирующие финансовую поддержку победителей конкурса для участия в международных конкурсах «Кубок мира» и «Трофей мира». Обладателями сертификатов стали: Вячеслав Бондаренко (Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова, класс профессора В.В. Грачева) и Алевтина Никитина (Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова класс профессора О.М. Шарова).

    В рамках конкурса прошли мастер-классы членов жюри: народного артиста Украины В.В. Бесфамильнова, народных артистов РФ А.С. Данилова, А.А. Цыганкова. Насыщенная программа конкурса включала в себя и открытые концерты известных исполнителей. На открытии конкурса выступили преподаватели кафедры народных инструментов, оркестр русских народных инструментов консерватории, а спустя два дня состоялся приезд в Саратов и концерт молодых лауреатов международных конкурсов баянистов: Сергея Осокина, Эльдара Абдураимова, Алексея Черномордикова, Эдуарда Аханова. Концерт состоялся при поддержке творческой школы «Мастер-класс». Также в рамках конкурса прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Влияние творчества И.Я. Паницкого на развитие современного исполнительства на народных инструментах», участниками которой стали сорок три преподавателя из десяти регионов России.

    В мае 2015 года Саратов вновь встречал участников и гостей III Всероссийского конкурса имени И.Я. Паницкого, ставшего самым масштабным за годы проведения. В состав жюри конкурса вошли известные в России и за ее пределами выдающиеся музыканты и педагоги: заведующий кафедрой струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных, профессор А.А. Горбачев (Москва), профессор, заслуженный деятель искусств России В.И. Голубничий (Нижний Новгород), профессор, народный артист РФ А.С. Данилов (Ростов-на-Дону), проректор по учебной работе СГК им. Л.В. Собинова, заслуженный артист РФ, профессор В.И. Егоров (Саратов), профессор, заслуженный деятель искусств РФ  В.П. Ломако (Саратов), заведующая кафедрой баяна и аккордеона РГК им. С.В. Рахманинова, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Л.В. Варавина (Ростов-на-Дону), профессор А.В. Дормидонтов (Саратов), заведующий кафедрой народных инструментов СГК им. Л.В. Собинова, доцент В.Ю. Бондаренко (Саратов).

    Председатель жюри в номинации «баян, аккордеон» – заведующий кафедрой баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных, народный артист РФ, профессор Ф.Р. Липс (Москва). Жюри номинации «домра, балалайка» возглавил профессор РАМ им. Гнесиных, народный артист РФ А.А. Цыганков Москва). В четырех возрастных категориях приняли участие 137 конкурсантов из 25 регионов России. В номинации «домра, балалайка» состязались 73 конкурсанта, в номинации «баян, аккордеон» – 64.

    Конкурс по-прежнему остался трехтуровым. Участникам старшей категории в третьем туре предстояло выступление с оркестром. В сопровождении оркестра русских народных инструментов Саратовской консерватории (художественный руководитель профессор, заслуженный артист РФ В. Егоров, дирижеры К. Ершов, М. Копырюлин) домристы исполняли Концерт для домры Н. Будашкина, балалаечники – Концерт для балалайки Ю. Шишакова. В сопровождении консерваторского симфонического оркестра (художественный руководитель и дирижер профессор, заслуженный артист РФ С. Нестеров) баянисты представляли Концерт №1 Н. Чайкина.

    В младшей возрастной категории (9-12 лет), среди 25 участников выделялись выступления И. Капранова (ДШИ №1, г. Маркса, Саратовской области), К. Альметова (ДШИ №2, г. Астрахань), Д. Смирнова (ДШИ г. Коврова, Владимирской области). Сочетание высокопрофессиональной работы педагога и несомненной одаренности молодых музыкантов проявилось в выборе достаточно сложной и интересной программы, разносторонне раскрывающей сильные стороны исполнителей.

    Из всех участников старшей группы отметим выступление представительницы Саратовской консерватории Екатерины Лопатовой (класс А.В. Дормидонтова). Высокий результат ей обеспечило технически безупречное исполнение, эмоциональная экспрессивность, грамотность в подборе конкурсного репертуара. Но самое неизгладимое впечатление на всех присутствующих в зале произвело исполнительское искусство Анастасии Захаровой (Российская академия музыки имени Гнесиных, класс А.А. Цыганкова). Исключительная красота и чистота тремоло в сочетании с глубоко прочувствованным интонированием завораживающе действовали на слушателей. Русская домра в руках такого мастера проявила выразительные возможности, не уступающие лучшим скрипичным школам Европы. Как итог – заслуженный Гран-при.

    В рамках конкурса прошли концерты VI фестиваля «На родине Паницкого». При поддержке межрегиональной ассоциации баянистов и аккордеонистов состоялись выступления лауреата международных конкурсов Е. Мочаловой (домра, Москва), обладателя Гран-при II Всероссийского конкурса имени И.Я. Паницкого, лауреата международных конкурсов В. Бондаренко (баян, Саратов), действующих победителей Кубка мира В. Кондратенко (баян, Москва) и С. Лурана (аккордеон, Москва). Участники конкурса имели возможность посетить мастер-классы членов жюри: народного артиста РФ А.А. Цыганкова, А.А. Горбачева, заслуженного работника высшей школы Л.В. Варавиной.

    IV Всероссийский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого, завершившийся 23 мая 2018 года в Саратовской консерватории был беспрецедентным по количеству участников. Всего было подано более 200 (!) заявок, а по итогам отборочных туров к конкурсным прослушиваниям были допущены около 170 музыкантов разных возрастов. В числе лауреатов (номинация «баян, аккордеон») – студенты Саратовской консерватории Кочкин Руслан – 1 премия (кл. проф. Грачева В.В.), Кассович Кирилл – 1 премия, (кл. проф. Карташова В.Д.), Федотов Владислав – 3 премия, (кл. проф. Арона Б.А.), а также учащиеся Факультета среднего профессионального образования Галинуров Тимур – 1 премия (кл. проф. Грачева В.В.), Сухоребрик Виктор – 2 премия (кл. доц. Бондаренко В.Ю.), Михайлова Александра – 3 премия (кл. доц. Бондаренко В.Ю.). Обладателями первой премии в номинации «домра, балалайка» стали молодые музыканты из Москвы: Говоров Никита (РАМ им. Гнесиных, кл. проф. Горбачева А.А.), Михнюк Павел (РАМ им. Гнесиных, кл. проф. Цыганкова А.А.).

    Председатель жюри в номинации «Баян, аккордеон» - народный артист РФ, профессор РАМ имени Гнесиных Ф.Р. Липс. Председатель жюри в номинации «Струнные щипковые инструменты» - народный артист РФ, профессор РАМ имени Гнесиных А.А. Цыганков. В составе жюри заслуженный артист РТ, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова А.А. Файзуллин; кандидат искусствоведения, доцент Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова А.А. Усов, известные саратовские музыканты заслуженный артист Башкортостана, профессор Саратовской консерватории Владимир Грачев; заслуженный артист РФ, профессор В.И. Егоров; профессор А.В. Дормидонтов; лауреат международный конкурсов доцент В.Ю. Бондаренко.

    В рамках конкурса прошли Всероссийские Научные чтения, посвященные И.Я. Паницкому, в которых приняли участие ведущие специалисты в области истории и теории исполнительства на русских народных инструментах: доктор искусствоведения, профессор Челябинского государственного института культуры В.В. Бычков; доктор искусствоведения, доктор педагогических наук, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова Д.И. Варламов; доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории А.Е. Лебедев; кандидат искусствоведения, доцент кафедры народных инструментов Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова А.А. Усов; заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов Санкт-Петербургского государственного института культуры Н.А. Кравцов; кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры баяна и аккордеона Белорусской академии музыки (г. Минск) Л.В. Скачко; кандидат искусствоведения, преподаватель Музыкального колледжа Оренбургского института искусств имени Л. и М. Ростроповичей А.А. Желтирова, а также педагоги-методисты, преподаватели детских школ искусств.

    Конкурс открыл плеяду новых талантливых музыкантов, стал мощным импульсом к дальнейшему творческому росту учащихся и студентов (подробные результаты конкурса см. в таблицах). Конкурс исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого продолжает развиваться. Постоянно расширяется его география, а также меняется формат конкурса, который с 2018 года получил статус открытого. Регулярное проведение конкурсов в начиная с 1970-х годов сделало Саратов одним из крупных центров исполнительства на народных инструментах в регионе Поволжья, а также в России.

    Можно с уверенностью сказать, что Всероссийский конкурс имени И.Я. Паницкого – это востребованный профессиональный форум народно-инструментального сообщества России. Музыкантов привлекает многообразие творческих мероприятий проводимых в рамках конкурса, большое количество возрастных категорий, инструментальных номинации, возможность выступить с оркестром, авторитетность жюри, наличие премиального фонда. Значение конкурса выходит за рамки состязания. Мотивируя профессиональный рост новых поколений исполнителей на народных инструментах, конкурс имени И.Я. Паницкого является важным фактором образовательной среды в народно-инструментальном искусстве России. Но самое главное, что имя Паницкого помнят и чтут в Саратове, а его музыка продолжает жить в сердцах молодых музыкантов.

    IV Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого

    V Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого

    VI Всероссийский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени И.Я. Паницкого




    [1]    Обладателем Первой премии, а также специального приза за лучшее исполнение произведения И.Я. Паницкого на Первом региональном конкурсе стал студент Уфимского института искусств С. Тюфяков.



Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма

События на кафедрах Саратовской Консерватории