Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 3 (9)

Смотреть полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Полозова И. В., Хачаянц А. Г.


Памяти Татьяны Федоровны Малышевой

Страницы 3–9

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Татьяна Федоровна Малышева — кандидат искусствоведения, профессор, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств РФ, более четверти века возглавлявшая кафедру истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Она ушла из жизни 23 марта нынешнего года. Обучившись у маститых преподавателей — Тамары Николаевны Левой в Нижегородской консерватории, а затем у Бориса Михайловича Ярустовского и Елены Борисовны Долинской в Московской консерватории, — она в своей деятельности стала продолжателем высоких традиций отечественного музыковедения. Татьяна Федоровна внесла большой вклад в сохранение истории Саратовской консерватории, пропагандировала творчество саратовских композиторов. Большое значение в ее научно-творческой биографии заняло изучение саратовского архива Болеслава Леопольдовича Яворского. Статья посвящена её личности, научной и педагогической работе.

    Ключевые слова: Татьяна Федоровна Малышева, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, кафедра истории музыки.


Теория и история искусства

Варданян А. А.


Роль международных научных связей и преемственности музыковедческих концепций в исследовании специфики фортепианного искусства Республики Молдова

Страницы 10–16

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье раскрывается проблема, связанная с выявлением значения международных, преимущественно российско-молдавских, научных связей и преемственности музыковедческих концепций в исследовании специфики фортепианного искусства Республики Молдова. Цель статьи состоит в аргументировании ведущей роли исторических контактов между российским и молдавским искусствоведением в формировании оригинальных научных положений о фортепианной культуре Республики Молдова. Для этого определяются конкретные виды контактов между представителями двух исследовательских школ, которые реализуются в форме «педагог — ученик». Представляется панорама диссертационных исследований, монографий и статей, созданных под руководством ведущих ученых Российской Федерации и образующих базу данных о современном состоянии композиторского творчества для фортепиано в Молдове. Делается вывод о плодотворности взаимообогащающего сотрудничества музыковедов разных стран и о перспективности дальнейших совместных научных разработок.

    Ключевые слова: диссертация, композиторское творчество, молдавское музыковедение, научные связи, фортепианное искусство.


Музыкальное искусство

Синельникова О. В.


«Голос человеческой души и тишина природы» в фортепианном цикле Тан Дуна

Страницы 17–24

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена анализу фортепианного цикла Тан Дуна «Восемь воспоминаний в акварели», который был создан в 1979 году, в самом начале творческого пути китайского композитора, в пору его обучения в Пекинской консерватории. Будучи первым фортепианным опусом Тан Дуна, фортепианный цикл стал серьезной заявкой молодого композитора на лидирующие позиции в китайской музыке, что подтверждается в последующие годы большой популярностью этого сочинения у исполнителей. Более существенным является тот факт, что в данном опусе закладываются основы авторского стиля Тан Дуна, в котором соединяются признаки восточной и западной культуры, традиции и новаторство, классика и авангард, неофольклоризм и минимализм. Предметом анализа в настоящей статье становятся составные элементы авторского стиля композитора, истоки которых уходят в глубину национальной культуры, связаны с китайской философией и особенностями мышления китайского художника-пейзажиста.

    Ключевые слова: Тан Дун, фортепианный цикл, авторский стиль, Восток и Запад, традиционная культура.


Виниченко А. А.


Интермеццо эпохи posth. Джованни Аллеви, Юлиан Барышников, Ян Тьерсен, Рик Уэйкман, Дмитрий Явтухович

Страницы 25–32

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:В статье рассматривается поджанр, сформировавшийся в течение последних десятилетий эпохи культурной глобализации и получивший продолжение в пост-глобализационную эру — интермеццо эпохи posth. Он стал репрезентантом развития стиля chill out, как специфики эмоционального выказывания. В то же время замечается связь данного поджанра с искусством иного типа — вокально-инструментальными балладами Дэйва Грусина, Элтона Джона, Билли Джоэла, Кита Джеррета, и других музыкантов. В тексте анализируются пьесы Джованни Аллеви, Юлиана Барышникова, Яна Тьерсена, Рика Уэйкмана, Дмитрия Явтуховича. Раскрывается специфика формирования и развития музыкального материала, истоки и диалог стилевых параметров.

    Ключевые слова: поджанр, posth-рок интермеццо, культурная глобализация, пост-глобализационная эра, Джованни Аллеви, Юлиан Барышников, Ян Тьерсен, Рик Уэйкман, Дмитрия Явтуховича.


Смирнова Н. М.


Нерешённые загадки бетховенских текстов для фортепиано

Страницы 33–41

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме исследования бетховенских текстов для фортепиано. На примере анализа эскизов, автографов и нотных текстов выявляется специфика композиторской работы, обосновываются выводы, позволяющие грамотно выстроить исполнительскую интерпретацию. Систематизация принципов работы исполнителя с бетховенскими текстами подкрепляется иллюстративными примерами. Результаты исследования суммируются в следующих выводах: направляющей смысловой доминантой исполнительского процесса является категория стиля как структуры, связывающей и детерминирующей разные элементы. Она же является средством, предохраняющим интерпретацию от субъективированности, выступает гарантом адекватности исполнительского понимания. Актуализируется понимание многослойности бетховенских текстов для фортепиано, что обуславливает принципиальную множественность интерпретаций. Уточняются границы мобильности средств исполнительской выразительности. Определения темпа, метроритма, педализации, не имеющие точных обозначений в тексте, реализуются в конкретной «зоне действия».

    Ключевые слова: Бетховен, фортепианный стиль, нотный текст, автограф, исполнитель, интерпретация, аутентичность, поливариантность.

Григорьева И. Л.


Жанры академической баянной музыки: взаимовлияние концерта и сонаты

Страницы 42–47

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена истории развития академических жанров в музыке для баяна. Рассматриваются произведения, способствующие становлению современного академического репертуара в баянном искусстве. Автор акцентирует внимание на наиболее значительных жанрах литературы для баяна — концерте для баяна с оркестром и сонате для баяна, и устанавливает временной период их зарождения. Небольшой промежуток по историческому времени появления обуславливает некоторые особенности формирования сонаты для баяна. Раскрываются пути взаимовлияния данных двух жанров. В работе описываются тенденции становления баянного концерта, основные типы концерта (виртуозный и симфонизированный), основные виды драматургии (лирико-эпическая и лирико-драматическая), претворенные также в баянных сонатах. Отдельное внимание уделяется таким свойствам сонаты, как концертность и театральность.

    Ключевые слова: жанр, академическая баянная музыка, концерт для баяна, соната для баяна, отечественные композиторы, драматургия, концертность, театральность.

Театральное искусство

Полозова И. В.


Саратовский музыкальный театр в первой четверти XX в. на примере деятельности Ф. А. Пальчинского

Страницы 48–55

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье на основе архивных материалов изучается развитие музыкального театра в российской провинции конца XIX — первой четверти XX в. В центре внимания — фигура саратовского деятеля искусств Ф. А. Пальчинского, инженера-механика Рязано-Уральской железной дороги, антрепренера, режиссера, музыкального критика. Пальчинский активно способствует развитию саратовского музыкального театра с середины 1890-х до 1925 г. В разных сферах его деятельности отражаются ключевые аспекты развития музыкального театра в России рассматриваемого периода: популяризация творчества отечественных композиторов; маркирование дидактической функции музыкального театра; опора на местные исполнительские силы и молодежный состав исполнителей; стремление придать музыкальному искусству общедоступный характер (Народный театр). Указанные художественные задачи получили свое воплощение в творческих проектах Пальчинского: «Саратовско-Харьковская Русская опера», «Товарищество Общедоступной оперы», «Передвижной театр», а также в многочисленных рецензиях в саратовских периодических изданиях.

    Ключевые слова: Ф. А. Пальчинский, рубеж XIX–XX вв., Саратов, музыкальная критика, музыкальный театр, вокальное искусство, антреприза.

Гамрецкая А. В., Лесовиченко А. М., Фаль Е. Д.


О воплощении сказки «Терем-теремок» в музыке (к 100-летию композиторской работы с сюжетом)

Страницы 56–63

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена воплощению в музыке сюжета анималистической кумулятивной сказки о теремке, относящейся к кругу популярных в основном у восточнославянских народов. Первое значительное композиторское произведение на эту тему — опера-минутка детского исполнения «Мышкин теремок» А. Т. Гречанинова — было написано около 1920 г., что даёт повод вспомнить различные композиции, появившиеся в течение столетия. Помимо музыки Гречанинова, авторы статьи останавливаются на опере для постановок профессиональными артистами в детской аудитории — «Терем-теремок» И. С. Польского. Это сочинение появилось 70 лет назад, оказалось исключительно востребованным на сцене. Среди опер, написанных в ХХ в., трудно найти произведение, имеющее сопоставимую постановочную историю.

    Ключевые слова: детская музыка, опера, сказка о животных, композитор А. Т. Гречанинов, композитор И. С. Польский.

Гендова М. Ю.


Балет «Прелестная жемчужина» на петербургской сцене конца XIX — начала XX в.

Страницы 64–74

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена театральной судьбе одноактного балета «Прелестная жемчужина», созданного зрелыми мастерами — балетмейстером М. Петипа и композитором Р. Дриго — в конце XIX в. Примечательность данного спектакля в том, что, возникнув в Москве как Коронационный балет по случаю восшествия на престол Николая II, он последовательно (в течение нескольких лет) приобретал в Петербурге разнообразные статусы — от Парадного до Выпускного, — а также некоторое время значился в афише Мариинского театра. Исследование затрагивает вопросы как хронологического толка, восстанавливающие последовательность смены статусов балета, так и обращается к социокультурному аспекту, впервые обозначая место постановки в истории отечественного балетного театра на рубеже XIX–XX вв., а также предпринимает попытку обосновать причины исчезновения балета из репертуара, попутно выявляя искусствоведческую специфику самой постановки.

    Ключевые слова: «Прелестная жемчужина» («Жемчужина»), М. Петипа, Р. Дриго, П. Леньяни, М. Кшесинская, Ю. Седова, А. Ваганова, Петербург, Петергоф, Императорское Театральное училище, Мариинский театр.

Педагогика и психология искусства

Лопатов С. В., Лопатова Е. С.


Домра в контексте культурной политики советского государства

Страницы 75–79

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье выделяются основные причины особого интереса партийного руководства к русским народным инструментам, рассматривается роль домры в идеологии советского государства. Материалом исследования стали личные дела сподвижников В. Андреева, газетные публикации 1920–30 годов, документы, формулирующие структуру высшего образования в СССР, приказы Комитета по делам искусств при СНК СССР. Результаты исследования суммируются в следующих выводах. Домра оказалась весьма востребованной в культурной политике советского государства, что помогло данному инструменту успешно интегрироваться в систему профессионального музыкального образования. Способствовало этому процессу и проведение многочисленных конкурсов исполнителей на русских народных инструментах, которые помогали выявить профессиональный уровень домристов. Будучи носителем карнавального начала, домра не только получила широкое распространение в коллективном музицировании, но и проявила себя как солирующий инструмент.

    Ключевые слова: домра, культурная политика, коллективное музицирование, профессиональное музыкальное образование, советское государство.

Поризко О. И.


Фортепианный цикл «Восемь пьес на тему русской народной песни» Николая Ракова в аспекте национального стиля

Страницы 80–86

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье дан целостный анализ фортепианного цикла для детей «Восемь пьес на тему русской народной песни» русского композитора XX века Николая Петровича Ракова. В процессе исследования выявляется, как на основе темы русской народной песни «На горе стоит елочка» композитор создает оригинальный вариационный цикл, развивая традиции варьирования фольклорной темы в музыке русских композиторов. В ходе тонального, фактурного и других приемов варьирования народно-песенной темы возникает самобытное взаимодействие жанров вариации и сюиты. В каждой пьесе тема не только варьируется, но и претерпевает жанровые трансформации, высвечивается разнообразными яркими образными гранями. В статье говорится также о необходимости сохранения и развития традиций народной культуры, о воспитательной роли педагогического репертуара, основанного на фольклорных истоках, о его значении для формирования духовного мира юных музыкантов в эпоху глобального эволюционизма.

    Ключевые слова: композитор Н. П. Раков, фортепианный цикл «Восемь пьес на тему русской народной песни», фольклор, принципы варьирования в русской музыке, педагогический репертуар для детей, воспитательная роль музыки Н. П. Ракова.

Традиции Саратовской консерватории

Кан Т. И.


Симфонические путешествия Романа Матсова. Памяти учителя

Страницы 87–95

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена творческой деятельности выдающегося дирижера XX века народного артиста Эстонии Романа Вольдемаровича Матсова, тесно связанной с симфоническими коллективами Эстонии и России. Его гастроли по необъятным просторам нашей страны как музыканта-просветителя оказали огромное влияние на развитие симфонической культуры многих российских нестоличных городов. Автор приводит малоизвестные факты биографии дирижера, эксклюзивные материалы о неординарной репетиционной работе Матсова с оркестрантами и солистами. На основе собранных автором мемуарных материалов, личной переписки, интервью выдающихся музыкантов освещается концертная деятельность дирижера в Москве, Саратове, Нижнем Новгороде, Одессе, его вклад в становление молодых оркестров Тольятти и Майкопа. В статье использован личный опыт многолетнего оркестрового общения Т. И. Кан, выступавшей с дирижёром Романом Матсовым в разных городах.

    Ключевые слова: Роман Матсов, дирижер, Саратов, консерватория, симфонический оркестр.


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма