Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Алесенкова Виктория Николаевна

Старший преподаватель кафедры мастерства актёра

Кандидат искусствоведения (2013)
Заслуженный работник науки и образования Российской Академии Естествознания (2015)

Преподаёт историю театра

  • Персональные данные
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Ссылки
  • Новости

Должность: доцент кафедры мастерства актёра, Старший научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований

Образование: Орловский государственный институт искусств и культуры (факультет НХТ, специализация: преподаватель основ драматического искусства) (1995), аспирантура Академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдовы (кафедра театроведения и сценографии, специализация 17.00.01 - Театроведение) (2007)

Наименование направления подготовки / специальности:

Уровень образования: высшее образование

Квалификация:

Учёное звание

Учёная степень: кандидат искусствоведения (2013)

Стаж педагогической работы: 9

Стаж работы в вузе: 9

Категория:

Повышение квалификации: 2016

Наименование специальности: 52.05.01 Актёрское искусство, специализация: 01 Артист драматического театра и кино, 03 Артист театра кукол

Преподаваемые дисциплины:

История зарубежного театра, История отечественного театра

Награды:

Дополнительная информация: Заслуженный работник науки и образования Российской Академии Естествознания (2015)

Диссертация

Символ как выразительное средство в театральной практике рубежа XX-XXI веков.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Научный руководитель - доктор искусствоведения А.И. Демченко.

Учебные пособия

Театральный символ в теории искусства: учеб.пособ. для вузов. - Саратов, Издат-во СГК, 2011

Символ в театральной практике рубежа XX-XXI веков. - Саратов, Наука, 2014

Постдраматический театр Х.-Т. Лемана: эстетический дискурс: учебное пособие. - Саратов, Наука, 2015

Мифотворчество и перформативность в театральном искусстве (авторский курс лекций): учеб. пособ. для вузов [Текст]:  / В.Н.Алесенкова. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2018. - 70с. 

Статьи

Катарсис как возможное средство познавания мира и духовного возрождения Învăţământul artistic - dimensiuni culturale: материалы научно-дидактической конференции AMTAP. - Кишинёв, 2002. Выпуск II. (в соаторстве с Э. Костантиновой)

Символ, символизация как языковая структура сценического действия // Învăţământul artistic - dimensiuni culturale: Научно-дидактическая конференция преподавателей и докторантов  AMTAP.- Кишинёв, 2004. Выпуск IV

Символизация в постановке Ильи Шаца // «TEATRACŢIE», revista UNITEM. - Кишинёв, 2005

К проблемам семиотики театрального языка: театральный символ как метаязык // Anuar stiinţific: muzică, teatru, arte plastice. - Кишинёв, 2006

Интеграция символа в современном драматическом театре // Artă şi Educaţie Artistică:revistă de cultură, ştiinţă şi practică educaţională. - Бэлц,  2007. №1(4).

Способы восприятия символических связей в спектакле // Artă şi Educaţie Artistică:revistă de cultură, ştiinţă şi practică educaţională. - Бэлц, 2009. №1-2 (10-11)

Преимущество языка символов в создании режиссерской концепции // Альманах: Театр, живопись, кино, музыка. - Москва: ГИТИС-РАТИ,  2009. вып. 2

Символическая концепция «Вишнёвого сада» // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». - Кишинёв, 2010. № 1

«Король Лир»: вне времени и пространства // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». - Кишинёв, 2010. № 2. С.113-120.

Evolution of the Symbol in contemporary theatre practice // Опубликованные тезисы по итогам Всемирного Конгресса Международной федерации театральных исследований IFTR 2010 World Congress. - Мюнхен, 2010

Драматургия М.Метерлинка: философия в символах // Искусство и культура. - Витебск, 2011. №2

Роль символических действий в спектакле // Альманах: Театр, живопись, кино, музыка. - Москва: ГИТИС-РАТИ, 2011. вып. 3

Эволюция символа в современной театральной практике /Victoria Alesenсova // Intertext. - Кишинёв: Международный Независимый Университет Молдовы (ULIM), 2011. №1/2. С.186-194.

К теории полярности театрального символа // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания / гл. ред. Н. А. Кушаев. - Москва,  № 17(73),  2011. С.95-99.

Путь к символу как выразительному средству через искания театрального французского авангарда // Современные проблемы науки и образования - 2011. - № 3

Способы образования символических связей в спектакле // Памяти В.З. Федосеева. Сборник статей. Серия "Труды Театрального Института". Саратов, 2012

Постдраматический театр: на пересечении смысловых пространств // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5; URL: http://www.science-education.ru/119-14772

Forming semantic connections in theatrical performance /V. Alesenkova // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. №9. С.20-22; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6386

Symbolic image in theatre practice [Abstract] /Victoria Alesenkova // Тезисы по итогам Всемирного Конгресса Международной федерации театральных исследований IFTR World Congress (Theatre & Stratification). - Варвик /GB, 2014. Р.17.

«Эстетическая логика» постдраматического театра Х.-Т. Лемана: pro et contra // Фундаментальные исследования. 2014. №12 (8). С. 1785-1788; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36442

К вопросу о методологии анализа постдраматического театра // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (часть 2), Электронный журнал - ссылка

Эстетика эпического театра Брехта, абсурда и постмодернизма в постдраматическом театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №11(61): в 3-х ч. Ч. II. С.26-29.

Символическая концепция слова в семантической структуре спектакля /В.Н. Алесенкова // Проблемы художественного творчества в исполнительской интерпретации: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (27-28 ноября 2014). - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. С.3-7.

Предпосылки для обновления теоретической базы в программе театрального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015.  №5; URL: http://www.science-education.ru/128-21707

Репрезентация невербальной метафоры в контексте театрального искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5 (67). С 33-36.

Постдраматический театр как театр диалектический (у истоков когнитивного театроведения) // Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20-24 июня 2016 г. / Отв.ред. Ю.И. Александров, К.В. Анохин. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.  С.103-104.

Общие признаки перформативности в современном отечественном театре /В.Н. Алесенкова // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 26-28 ноября 2015 года. - Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С. 294-299.

Перформативность в контексте театра // Культурная жизнь Юга России.  Краснодар, 2016. №2(61). С. 103-108.

Модель мифа в языковом и внеязыковом пространстве спектакля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016.  №6(60): в 3-х ч. Ч.3. С.60-63.

Негативный аспект невербальной метафоры /В.Н. Алесенкова // Град Китеж русской литературы: сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции 28 октября 2015 года. - Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С.86-91.

Студенческая научная деятельность в театральном институте // Камертон. Саратов, СГК, 2017

Театр сновидений как форма мышления /В.Н. Алесенкова // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное исполнительство и педагогика» (24 мая 2017). - Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2017. С.193-197.

Инверсия восприятия знака и символа в контексте невербального языка театра // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. №2(68): в 2-х ч. Ч.1. С. 55-57.

Диалектическая модель творчества как опыт познания // Культурная жизнь Юга России. №1 (64), 2017. С.26-29 (журнал, рецензируемый ВАК РФ)

К вопросу о когнитивном потенциале невербального языка спектакля // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. - Тамбов: Тамбовский гос. музыкал.-педаг. институт им. С.В. Рахманинова, 2017. С.192-198

Диалектический потенциал мимесиса действия в постдраматическом театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017.  № 12 (86): в 5-ти ч. Ч. 4. С. 20-23.

Реминисценция в свете софитов // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». - Кишинёв, 2017. № 1. С. 140-144.

Опыт когнитивного театроведения: от концептуальной метафоры к концептуальному символу [Текст] /В.Н. Алесенкова // Когнитивные исследования языка. Выпуск XXXIII: Когнитивные исследования в гуманитарных науках. Тамбов, 2018. С. 765-770.

Роль сновидения в создании художественного образа // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том II / Редактор-составитель А.И.Демченко. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2018. С. 13-19.

Постдраматический театр в динамике искусствоведческого анализа // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том I / Редактор-составитель А.И.Демченко. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2018. С. 25-35.

Эстетика сценического ритуала в постдраматическом театральном дискурсе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – СПб., 2019. Т. 9, Вып. 3. С. 482-494.

Транссмысловые конструкции как метод идентификации эстетики театрального представления // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 10. С. 277-282

Ментальный сценарий трансформации души на основе визуальной интерпретации литературного образа [Текст] /В.Н. Алесенкова // Искусство и образование. – Москва, 2019, №5(121). С. 171-177

Когнитивное театроведение как опыт анализа ментальных процессов в контексте постдраматического театра [Текст] /В.Н. Алесенкова // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. С. 341-345

Перейти на новый сайт